Свободно конвертируемый балет

Самолеты, набитые туристами, ежедневно вылетают в Париж, Лондон, Прагу, Рим, Копенгаген, Венецию.
Самолеты, набитые туристами, ежедневно вылетают в Париж, Лондон, Прагу, Рим, Копенгаген, Венецию... И в Минск, конечно. Компания "Белавиа" организует чартерные рейсы для жителей Европы, которых в нашей столице привлекает не Троицкое предместье и даже не Дворец Республики. В турбизнесе самым конвертируемым объектом Беларуси - представьте - считается Национальный театр балета. Он знаменит в Европе. Шведы, например, недавно обратились в фирму "Белинтурист" с просьбой организовать им уик-энд в Минске с обязательным посещением спектакля "Сотворение мира". Визит им такой устроили: прилетели шведы в Минск в пятницу утром и вечером того же дня смотрели наш балет. И были в восхищении. Успех инициативы вдохновил многие белорусские турфирмы, сегодня они взялись активно раскручивать этот вид бизнеса, то есть зарабатывать на белорусском балете деньги.

Директор Театра балета Валентин Елизарьев сам узнал об этом недавно и был весьма удивлен, когда к нему в кабинет заглянул представитель "Белавиа" в Швеции Александр Зверев и поблагодарил, так сказать, от имени шведов за балет. Думаю, Валентину Николаевичу было приятно такое уважительное отношение интуристов.

В репертуарной афише балета сегодня тридцать спектаклей, и тридцать лет Валентин Елизарьев служит белорусскому балету. Юбилей на носу... "А, это журналисты высчитали", - ворчит Валентин Николаевич и выглядит при этом раздосадованным директором. В следующую минуту я вижу перед собой талантливого хореографа, когда он рассказывает мне о своих спектаклях, о поисках человека в искусстве. Елизарьев говорит, что в искусстве нет дна и до конца в нем высказаться невозможно...

И вдруг передо мной снова директор Театра балета Елизарьев, чье сердце болит о каких-то хозяйственно-административных вещах. Из него посыпались слова "декорации", "костюмы", "финансы". Я включаю диктофон

: - Ведь внутренний потенциал нашего коллектива не востребован. Мы можем работать гораздо больше и лучше. Но сегодня в этом как бы нет смысла. Мы ставим спектакли в долг, и каждая премьера финансируется задним числом. За последний международный проект, балет "Тщетная предосторожность", с нами еще не расплатились. Непонятно, по какому принципу Министерство финансов распределяет бюджетные деньги между театрами, почему казначейство не пропускает платежи по созданию новых спектаклей и "ремонту" текущего репертуара, почему в последнее время задерживается зарплата? Но ситуация плачевная не только в Театре балета. Знаете, какой сегодня принцип распределения бюджета? Тем театрам, которые хорошо работают, надо денег дать меньше, чтобы их получили те, которые работают плохо. Это ужасно. Мне эти принципы непонятны. Хорошую работу нужно поощрять и ценить.

- А как раньше было, скажем, лет 15 назад?

- Тогда государство не жалело денег на создание новых спектаклей и развитие театра. Но зарплата в те годы у нас была очень скромная. Сейчас обратная ситуация. Мы стали прилично зарабатывать, но на "ремонт" спектаклей и новые постановки мы получаем такие крохи, что представить нельзя. Я не хочу ничего скандального. Считаю, что сейчас я просто пытаюсь объективно нарисовать реальность. Положение серьезное, и эту ситуацию с финансированием хотя бы национальных театров надо выправлять.

- Театр оперы и балета - это ведь роскошь?

- Да, причем не каждая страна может себе позволить и оперу, и балет. Ну а коль скоро государство имеет такой уникальный театр, нужно и должно создавать условия для развития и процветания этих жанров. Я приведу вам такой пример. На полтора миллиарда людей в Китае - 18 государственных театров. Во Франции - развитой стране - театров, которые финансирует государство, всего два. Посчитайте, сколько театров в Беларуси поддерживает государство. Каждому по ложке, а в итоге, выходит, все голодные...

- Сами пробуйте заработать.

- Вот и у вас нет понимания того, что бюджетная театральная организация должна развиваться в сотрудничестве с государством. Вы знаете, например, что лучший балет в Америке "Нью-Йорк сити балет" существует за счет фонда Форда? Можно содержать частную труппу в 10, 15 человек и зарабатывать деньги гастролями, искать и находить спонсоров и работать. Но содержать за деньги спонсоров огромный театр с оркестром, "одевать" такую огромную сцену, как наша, создавать и реставрировать спектакли - это утопия. Если государство хочет иметь Театр оперы и балета, оно должно доверять тем, кто умеет работать, и вкладывать деньги в развитие искусства.

- А что вас удерживает в должности? Столько сложностей и головной боли...

- Ради коллектива все. Я не только знаю как, но и могу эффективно помогать людям. Наша профессия - она конвертируемая, и мне очень важно в рамках закона сохранить труппу и правильно распорядиться тем, чего мы достигли в балете. Вообще, мне хочется, чтобы белорусский балет был лучшим в мире, и я к этому прилагаю все усилия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter