Свобода быть, а не казаться

Мало в нашем лексиконе есть слов, столь часто ублажающих слух.
Мало в нашем лексиконе есть слов, столь часто ублажающих слух. "Свобода" - одно из них.

Последние события в жизни великой соседней страны показали, что свобода вовсе не тождественна знаменитой статуе в славном городе Нью-Йорке. Как оказалось, это не реликт либерального прошлого, не монстр, требующий жертвоприношений, а самая что ни на есть прагматичная практика, связанная с новой реальностью.

Именно в таком ключе обсуждают ныне послание Президента России В.В.Путина Федеральному собранию многочисленные российские аналитики. С похвальным единодушием и на НТВ, и на Первом канале прошли слушания на тему "Ощущает ли россиянин себя свободным?". Мэтры тележурналистики, собрав конклав политологов, философов, писателей и просто депутатов, озаботились свободой простых россиян. Закономерен вопрос: к чему бы это?

Первый ответ достаточно прост: свобода - краеугольный камень европейской демократии. И если ты не разделяешь это положение, разговор с тобой попросту невозможен. Или возможен, но с позиций, скажем, диалога славного парня по имени Кортес с заскорузлыми в своей дикости инками.

Второй ответ тоже элементарен: провал российских правых на последних парламентских выборах требует хотя бы словесной компенсации. Особенно в рамках продолжающихся высказываний вроде "глубокой озабоченности" по этому поводу со стороны тех же западных неолибералов.

Несложно продолжить анализ такого рода, но рискну предположить, что дело все же лежит в иной плоскости. А именно в той, которая констатирует реальную несвободу миллионов россиян.

Как представляется, здесь произошло то, что часто бывает с произнесенными речами: выступающий закладывает в них один смысл, слушатели слышат второй, а массы после недолгого раздумья видят третий.

В каком-то смысле выдвижение на первый план понятия "свобода" выгодно многим политическим силам. Коммунистам, поскольку они нынче говорят о "свободе от труда", "свободе от зарплаты", "свободе от подлинной демократии". Либералам, так как данный термин для них то же самое, что голому баня: свобода объявляется панацеей всех язв и болезней, имеющихся в обществе. Даже консерваторам, ибо вновь появилась возможность вернуться к осмыслению того, что мы потеряли в 1917 году...

И все в какой-то степени будут правы. Ибо свобода не состоялась как экономическая свобода. Она не выросла из детских штанишек как элемент подлинной демократии. Свобода не ассоциируется как духовная самостоятельность и независимость. Более того, тот разброс мнений, который существует сегодня в российском обществе относительно понятия "свобода", свидетельствует, что это понятие не столь органично общественному сознанию, как, скажем, "земля", "воля" (не путать со свободой!), "мир". Вот и получается, что о свободе надо твердить так, как когда-то твердили о войне и мире, о хлебе, о пролетарском интернационализме.

Констатация из всего сказанного одна: российское общество не свободно и готово признать этот факт вслух, публично.

И, будем откровенны, такая постановка вопроса вселяет некоторые надежды. Хотя бы в том смысле, что проблема будет обозначена, названа, классифицирована.

Несколько иная ситуация сложилась в белорусском общественном сознании. Главная причина этому - небольшой срок становления белорусской государственности, во-первых, отсутствие либеральных потуг в общегосударственном масштабе, во-вторых, последовательная социальная политика, в-третьих.

Однако не надо преувеличивать сделанное. Когда мы говорим о "вековом холопстве", "выдавливании по капле из себя раба", то это в полной мере относится ко многим из нас.

К сожалению, многие века социального, экономического, духовного гнета заложили в наших генах программу человека приниженного, боящегося, дующего, как говорится, на воду.

Конечно, и нашему народу известны слепая ярость народных восстаний, безудержная отвага при защите Родины, искренний и подлинный патриотизм. Однако точно так же в нас живут и местечковая угрюмость, и душевный разлом, и консерватизм хуторян.

Полагаю, что популярные ныне разговоры о свободе - будь то свобода духовная или материальная - это не разговоры всуе. Вот только за одним важным добавлением. Конечно, важна всякая свобода - от ошейника на шее до свободы от самого себя. Однако важно быть свободным, нежели свободным казаться.

Самый продвинутый свободный журналист в аналитических программах российского телевидения молча признает, что не свободен. Своей смелостью он может эпатировать зрителя, но понимает, что смелость эта, как брынза из "Мастера и Маргариты", - "второй свежести". Но что ж это такое - свободным быть?

Выскажу, быть может, спорные вещи, но они мне представляются сегодня особенно важными.

Свобода не в том, чтобы безудержно обличать, критицизм сам по себе достаточно бесплоден. Свобода в том, чтобы видеть позитивное, некие ростки нового и расти вместе с этим новым.

Свобода, конечно, не в зависимости от государства, да и вообще любых иных социальных структур. Но свобода и не в дистанцированности от социальных проблем, созидании своего, особого мира, построения коммунизма в отдельно взятой семье.

Свобода, как это ныне всем понятно, вовсе не заключается в желании делать "все, что захочу". Свобода в том, чтобы твои желания приносили благо тебе и не противоречили желаниям остальных.

"Свобода" - великое слово. Но смысл его в конечном счете зависит от того содержания, которым наделим его мы сами.

Борис ЛЕПЕШКО, Брест.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter