Свинтус «грандыёзус»

СТАТЬЯ Агнешки Кжеминьской в польском журнале «Политыка», на которую я недавно наткнулся, напомнила эпизод сорокалетней давности, со времен службы в армии. Однажды солдат-дагестанец, вернувшийся в роту из госпиталя, рассказал, что там в подсобном хозяйстве впервые в жизни увидел… свинью. «Два часа смотрел, — признался парень. — Какой он некрасивый и гразный. Как его кушат?». Мы, конечно, улыбались, но до смеха дело не дошло. Мусульман в роте было много, и мы знали, что ислам запрещает свинину. Да и к Гаджи все относились по-доброму. В первые недели службы он ел только суп, щи, чай и хлеб с маслом и написал письмо матери, как быть. Мама пошла с письмом к мулле, и тот сказал, что на время службы солдату разрешается есть то, чем кормят всех.

Хорошо известное всем домашнее животное может быть полезно человеку не только беконом

СТАТЬЯ Агнешки Кжеминьской в польском журнале «Политыка», на которую я недавно наткнулся, напомнила эпизод сорокалетней давности, со времен службы в армии. Однажды солдат-дагестанец, вернувшийся в роту из госпиталя, рассказал, что там в подсобном хозяйстве впервые в жизни увидел… свинью. «Два часа смотрел, — признался парень. — Какой он некрасивый и гразный. Как его кушат?». Мы, конечно, улыбались, но до смеха дело не дошло. Мусульман в роте было много, и мы знали, что ислам запрещает свинину. Да и к Гаджи все относились по-доброму. В первые недели службы он ел только суп, щи, чай и хлеб с маслом и написал письмо матери, как быть. Мама пошла с письмом к мулле, и тот сказал, что на время службы солдату разрешается есть то, чем кормят всех.

Кое-что из истории табу

Этот случай всплыл в памяти потому, что при чтении статьи из польского журнала  глаз «зацепился» за то, что ислам, оказывается, как и иудаизм, прямого отношения к неприятию свинины не имеет. Причиной запрета стала… география. Человек впервые приручил дикого кабана на Ближнем Востоке, пишет Кжеминьска в статье «Краткая история домашней свиньи», то есть там, где и возникли три мировые религии. Более того, доктор Анна Смогожевска из института археологии Варшавского университета отмечает, что в третьем тысячелетии до нашей эры в Северной Месопотамии — на территории нынешней Сирии, и не только — свиньи составляли не менее половины домашних животных. Развитию ближневосточного свиноводства в то время содействовал рост городов и вызванное этим увеличение потребления мяса.

И все-таки свиньи пользовались меньшей популярностью, нежели овцы или козы. Они не часто упоминаются в древних текстах, их редко приносили в жертву богам — лишь владыкам подземного царства, подчеркивает Анна Смогожевска. В месопотамских текстах того времени свинья уже называется животным нечистым, хотя запрета на употребление ее в пищу еще нет.

Исследователи поначалу пытались объяснить его появление тем, что свинья переносит многие болезни, но вспомнили, что не меньшим количеством недугов грозит человеку и «общение» с другими животными. И пришли к выводу, что главной причиной неприятия свиней арабами и израэлитами стали производственные обстоятельства. Во-первых, свиньи не дают молока и шерсти, столь нужной для изготовления одежды. Они не любят жары, предпочитая лежать в тени (а для этого нужен лес или специальные шатры) или в грязи, которая прохладнее песка. Во-вторых, подчеркивает уже доктор Анна Грензак из отдела биоархеологии Варшавского университета, одомашненные свиньи мало годятся для длительных переходов, чего не избежать в кочевой жизни. Так постепенно пришло понимание, что заниматься свиноводством не совсем выгодно. На падение популярности этого вида домашнего скота на Ближнем Востоке, считают ученые, повлияли почвенно-климатические изменения, повлекшие увеличение пустынь, концентрация усилий на разведении овец, которые были более мобильны, и только затем последовавшее во II тысячелетии до нашей эры религиозное табу.

Свинство началось давно

Археологи утверждают, что домашнему свиноводству примерно тринадцать тысяч лет. Началось оно на берегах реки Тигр. Свинья, пришли к выводу исследователи, стала вторым одомашненным животным после собаки. А случилось это в то время, когда человек переходил от собирательства и охоты к оседлой жизни с земледелием и скотоводством. Приручение дикого кабана стало результатом войны, в которой люди вынуждены были защищать свои посевы от набегов этих животных. Они брали «пленных», не все из которых сразу попадали в котел. Было замечено, что дикие свиньи быстро привыкают к человеку, едят все, что попадется, включая пищевые отходы. И тот сообразил: прирученный кабан перестает быть опасным, наоборот, становится хорошим источником вкусного мяса. Плюс кости для изготовления орудий труда, щетина, шкуры для боевых щитов.

Но были и различия в использовании одомашненных хрюшек. В Древнем Египте свиным мясом питались самые бедные. Стада свиней использовались для втаптывания в почву посеянных семян, а свинопасам запрещалось заходить в храмы. По-другому к свиньям относились древние греки. Гомер в «Илиаде» называл сына троянского царя Париса «богонравным свинопасом». Почетным делом считалось свиноводство и у римлян. Палатинский холм, на котором были найдены выкормленные волчицей Ромул и Рем, основавшие Рим в VIII веке до нашей эры, поначалу использовался для выпаса свиней. У римлян было уже несколько пород окультуренных свиней и устоявшиеся приемы их разведения. Почитаемый доныне философ и поэт Сенека писал о борове, который весил 400 килограммов, а толщина сала на его хребте достигала 30 сантиметров. У римлян было почти 60 рецептов различных блюд из свинины, они первыми научились делать колбасы, сосиски.

На дорогу – тысячи лет

Агнешка Кжеминьска отмечает, что «не все европейцы являются любителями свинины, но поляки, немцы, австрийцы, испанцы и сербы со страстью поедают окорока, колбасы, голенки». Добавим к ним и белорусов. И у нас рецепты блюд из свинины вряд ли поддаются исчислению. А свиньи, что выращиваются на белорусских фермах, ведут свое начало от давнишних ближневосточных. До Центральной Европы, пишет автор, ссылаясь на профессора Яцека Кабациньского из познаньского института археологии и этнологии Польской академии наук, земледельцы добрались не только с инвентарем, но и с козами, овцами, свиньями, потратив на это несколько десятков веков. Только в VIII тысячелетии до нашей эры они достигли южного берега Эльбы и вступили в контакт с местными жителями, которые жили ловлей, охотой, сбором плодов. Аборигенам, знавшим только дикую кабанятину, по вкусу пришлось мясо одомашненных хрюшек. Их выменивали на оружие, другое имущество, попросту воровали, отмечают доктор Грегер Ларсон из Оксфорда и доктор Кейт Добни из университета в английском Дареме. Медленно, но уверенно на территории Европы ширилось разведение «свиней ближневосточного происхождения». А самые старые свиные кости, найденные в Польше, относятся уже к V тысячелетию до нашей эры.

Пал Рим – досталось и хрюшам

После того как под натиском германских племен в V веке уже нашей эры пала Римская империя, досталось не только людям, но и животным. Запад и юг Европы на целые столетия стали территорией разбоя. Были потеряны и многие рецепты свиноводства, окультуренные древнеримские породы попросту изчезли, свиньи стали типологически более примитивными.

Новую страницу в европейском свиноводстве открыли англичане в XVIII столетии. Рост городов вновь потребовал увеличения объемов мяса на рынке. Британцы перешли к интенсивным методам выращивания свиней, занялись скрещиванием местной породы с португальскими, итальянскими и даже китайскими. Наибольших успехов добился селекционер Джозеф Тулей. К 1851 году он вывел свинью, отличавшуюся плодовитосью, выносливостью, отличным мясом — английскую крупную белую. Она оказала большое влияние на все мировое свиноводство, средний вес свиней с 1836-го по 1894 год вырос с 45 до 94 килограммов.

В Российской империи лучшими считались свиньи Тамбовщины и севера Украины, и это были животные «сального направления». В 1828 году в стране насчитывалось 700 салотопных заводов. Но свиное стадо в России не было большим. В 1900 году свинопоголовье империи имело 10,7 миллиона голов. В нынешней Беларуси во всех категориях хозяйств в 2012 году содержалось 4 миллиона 243 тысячи свиней. В ходе Первой мировой и Гражданской войн свиноводство постигла та же участь, что и во время падения Рима: был съеден даже генофонд.

В советское племенное свиноводство огромный вклад внес академик Михаил Иванов. Еще в довоенное время, скрестив закупленного в Англии хряка с местными свиньями, он вывел породу, не уступающую родителю. К 1980 году в СССР на фермах и в личных хозяйствах разводили свиней 23 заводских пород и 7 породных групп. Среди них выделялась и черно-пестрая белорусская, выведенная в БелНИИ животноводства в 1975 году.

Периодом быстрой интенсификации белорусского свиноводства стали 80-е годы. В республике создали сеть свиноводческих комплексов, среди которых были настоящие фабрики по откорму от 27 до 108 тысяч свиней в год. Впереди шла Брестская область, руководство которой во главе с Ефремом Соколовым вывело собственную формулу индустриализации животноводства. Его начинали с птицеводства, которое является наиболее скороспелой отраслью, где быстро окупаются вложенные средства. На второе место поставили откорм свиней, на третье — откорм крупного рогатого скота и только на четвертое — молочное производство, которое требует более длительных сроков и больших усилий для создания не только технологий, но и молочного стада.

Возведение каждого комплекса начиналось с кормоцеха и маточника. Как только маточник был готов, его заполняли супоросными свиньями. А дальше строительство подталкивал не только утвержденный план, но и биологический цикл: через 115 дней свиноматки дадут потомство, понадобятся помещения для размещения молодняка, а затем и цеха для его откорма. К завершению строительства комплекс на 70—80 процентов заполнялся поголовьем. Большинство из них действует и сейчас.

А мировое поголовье свиней составляет под миллиард голов. Почти половина из них хрюкает в Китае. На свинину приходится около сорока процентов мирового потребления мяса, а ее производство — примерно 100 миллионов тонн в год.

Они похожи на нас

В последние десятилетия человек узнал о хрюшах много нового. И не только о том, что в мире существует 22 рода свиней. В отличие от британских на индонезийском острове Сулавеси водятся бабируссы, у которых клыки растут, как у мамонта, загибаясь до лба. На Суматре, Борнео и в Малайзии водятся бородатые свиньи, в Африке — кистеухие, а в Гималаях — карликовые, рост которых не превышает 30 сантиметров.

А еще стало известно, что свиньи и люди чем-то схожи. В каббализме — течение в иудаизме — есть легенда, гласящая, что наш праотец Ной после Всемирного потопа посадил виноградную лозу. Но коварный дьявол закопал под ней тигра, овцу и свинью. Потому что человек, пьющий много вина, сначала ведет себя, как лев, затем, как овца, потом валяется в грязи, как свинья. Однако в данном случае речь идет не о таком подобии.

Ученые выяснили, что свиньи демонстрируют высокую сообразительность и готовность к обучаемости, не уступая собакам и даже превосходя их. Они реагируют на музыку, хрюкая в такт мелодии, иногда и пританцовывая. Американский зоолог Рандольф Менцель считает, что по своему развитию свиньи занимают второе место после обезьян. Приходилось читать, что таможенные службы уже натаскивают хрюшек на поиск наркотиков, поскольку нюх у них тоньше, чем у «комиссара Рекса».

А еще выяснилось, что у человека и свиньи сходные нервные и кровеносные системы, органы пищеварения, почти совпадает содержание в крови гемоглобина и белка, молочные зубы уступают место коренным. Почти одинаков вес сердца и частота его биения, объем печени, легких, почек, поросята болеют теми же болезнями, что и человеческие дети. Свиньи в медицине стали моделью для изучения сердечно-сосудистых, желудочных, нервных, кожных заболеваний, на них испытывают влияние радиации, наркотиков, алкоголя. Некоторые их органы и кожа используются для трансплантации, и этот путь в медицине более перспективен, чем изъятие их у приматов, утверждают исследователи, поскольку растить обезьяну нужно много лет, а не месяцев.

История домашней хрюши, ее польза для человека столь очевидны, что напрашивается вопрос: а почему в народной психологии, фольклоре все плохое называется свинством? Любой словарь фразеологизмов содержит десятка два поговорок и пословиц на эту тему: свинья грязь найдет; как свинью в кафтан не ряди — она свиньей останется; посади свинью за стол…

А вот в Китае свинья символизирует мужество, благородство и преуспевание. В китайском гороскопе она лучше всех животных: честная, заботливая, предприимчивая, требовательная, совсем не ленивая, но доверчивая, ее легко одурачить. Правда, у нее есть склонность к собственничеству, счастлива бывает она только с деньгами.

Да и в Европе не все плохо по отношению к свинье. В польском городе Седльце ей установлен памятник, в датском Орхусе он прямо у ратуши, в украинской Полтаве их даже два, в английском Плимуте один, зато десятиметровый, в германском Мюнхене тоже два, есть они в Бремене, Люнеберге. Более того, поросенок является символом немецкого счастья, его изображают на поздравительных открытках, а свинья почитается как знак процветания и богатства, плодородия и силы. Если о немце сказали, что у него есть свинья, значит, ему везет.

В Беларуси поставлен памятник зубру, собаке Радзвилла. Свинья, увы, осталась забытой. Как знать, может, и зря.

Яков АЛЕКСЕЙЧИК

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter