«Свинцовые годы» в версии 2.0 спустя 30 лет?

«Красные бригады», мафия и землетрясения – современная итальянская реальность.

«Красные бригады», мафия и землетрясения – современная итальянская реальность.

Затихшие в конце 80-х годов прошлого века итальянские экстремисты активизировались в ХХI веке, в разгар финансового кризиса. И хотя между объектами террористических актов нет видимой связи, все чрезвычайные происшествия в Италии объединяет крайне опасная тенденция. Многие эксперты увидели в цепи этих событий признак возрождения печально знаменитых «Красных бригад».

Один из последних примеров – взрыв в училище в городе Бриндизи. Но география активности экстремистов широка. Накануне этого теракта глава крупнейшего итальянского военно-промышленного холдинга Finmeccanica Джузеппе Орси получил «черную метку» в офисе в Генуе. Метровую надпись «Смерть Орси!» и пятиконечную красную звезду на стене офиса оставила группировка «Неформальная федерация анархистов» (FAI). За неделю до этого в Генуе эти радикалы подстрелили руководителя энергетической компании Роберто Адинольфи. Еще боевики FAI нападали на офисы и  сотрудников государственного налогового бюро Equitalia. Директор бюро в декабре 2011-го получил ранения руки и глаза. Бомба взорвалась в Рапалло (известном курорте в Лигурии). За некоторое время до взрыва были подожжены две полицейские машины. Потом подозрительный пакет был найден в Сестри-Леванте, также на лигурийском побережье. В недавно обнародованный расстрельный список включен даже премьер-министр Марио Монти.

И все же до сих пор леворадикалы обходились без убийств. Шестнадцатилетняя студентка техникума, погибшая в Бриндизи, стала первой реальной жертвой, напомнившей миру о «свинцовых годах», сотрясавших Италию в 70–80-е годы прошлого века. Действительно ли в Италию возвратились «Красные бригады»?

Тут нужно иметь в виду, что терроризм – это не идеология, это метод. Или просто технология, применяемая определенными политическими силами для решения своих политических задач. Терроризм в Италии имеет давнюю историческую традицию. В 70-е после каждого теракта волны репрессий накрывали левых или правых радикалов. В тюрьмах оказались несколько тысяч человек. С одной стороны, террор служил оправданием политической изоляции радикальных коммунистов или неофашистов, с другой – изоляция становилась толчком к дальнейшему распространению террора. Для Италии та эпоха была периодом печальной статистики. С 1 января 1969-го до 31 декабря 1987-го в стране был совершен 14 531 политический теракт, в результате которых погиб 491 и был ранен 1181 человек. Но тогда это были «свинцовые годы».

Но и теперь глубочайший экономический кризис предоставляет экстремистам отличные возможности для раскрутки своих движений под этим брендом. Все больше становится тех, кто в теряющем терпение обществе пытается действовать и несистемными, «свинцовыми» методами.

В Италии, которую кроме экономических проблем сотрясают самые мощные за 500 лет землетрясения, только за последние недели около 20 тысяч человек остались без крова и без помощи государства, лишь с обещаниями и заявлениями правительства. При том, что перед глазами у итальянцев полностью разрушенный два года назад город Аквила, жители которого до сих пор живут в палатках. А ведь помочь его восстановлению обещали все, вплоть до глав стран «Большой восьмерки»! И совсем недавняя атака стихии опять подлила масла в огонь народного недовольства. По приблизительным подсчетам, двести предприятий региона Эмилия-Романья практически уничтожены, работы лишились до двадцати тысяч человек. Финансовые СМИ полагают, что экономический ущерб от стихии может составить 500 миллионов евро. Неудивительно, что при посещении  премьером Марио Монти пострадавших от землетрясения районов на севере страны они не были рады его визиту. «Воры, позор!», «Убирайтесь домой!» – кричали жители городка Сан-Агостино, критикуя власти за неадекватную, слишком медленную реакцию на устранение последствий стихии. А может, и за коррупцию?

Хотя прошло уже 20 лет с момента проведения знаменитой антикоррупционной операции «Чистые руки», ситуация с коррупцией на Апеннинах до сих пор продолжает оставаться  тяжелой. Объем коррупции достигает в Италии 60 миллиардов евро в год, говорится в отчете Счетной палаты страны. Однако, как заявил ее председатель Луиджи Джамполино, в 2011 году были вынесены обвинительные приговоры по соответствующим делам только на 75,2 миллиона евро. 31 декабря 2011 года у мафии были конфискованы больше десяти тысяч объектов недвижимости на общую сумму в несколько сот миллиардов евро. По показателям 2011 года, самое крупное предприятие Италии – это не «Фиат» или «Финмекканика», а мафия с суммой выручки в 7 процентов ВВП. На долю теневой экономики приходится треть ВВП.

«Официальные похороны «Красных бригад» не проводились», – заявил их основатель Алберто Франческини после отбытия 18-летнего тюремного заключения. В Италии наступают «свинцовые годы» в версии 2.0? 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter