Свидетель важных перемен

29 мая отмечали День советского таможенника...

29 мая отмечали День советского таможенника. Давно нет страны, в которой он отмечался официально и торжественно, но дата не ушла в небытие. Ветераны, во многом благодаря которым таможенная служба обрела свой нынешний облик, в этот день непременно соберутся вместе, чтобы вспомнить былое и провести параллели с настоящим. О непростом периоде становления таможни сегодня мы беседуем с бывшим первым заместителем председателя ГТК, а впоследствии главой дипмиссии Беларуси в Ливии Александром ДЕРЕВЯШКО.


— Александр Николаевич, кем вы себя ощущаете в первую очередь — таможенником или дипломатом?


— И тем и другим, а еще — пограничником, ведь после окончания школы отслужил контролером на ОКПП «Брест». После учился в институте иностранных языков и устроился на службу в Минскую таможню обычным инспектором. Было это в 1977 году. В таможенной системе на разных должностях проработал до 2000 года, далее был отправлен на дипломатическую работу в Ливию. Три года назад вернулся в Минск и сейчас на пенсии. Так что еще ощущаю себя счастливым дедушкой — у меня трое внуков, с которыми не соскучишься!


— Наверное, сложно сравнивать нынешние времена с концом 70–х, когда вы начинали...


— В те времена как говорили? Требуется повысить культуру таможенного контроля! Делалось это через социалистические обязательства, которые принимались каждый год в апреле. Через дополнительную подготовку — экономическую, политическую, а при определенных ситуациях — и специальную. Например, перед Олимпиадой 1980 года в Москве часть коллектива прошла курсы в Минском технологическом институте, где нас учили способам обнаружения взрывоопасных, пиротехнических и других предметов, которые могут быть использованы злоумышленниками. А вообще, жизнь тогда протекала очень спокойно, организованно и четко. Об этом заботился начальник таможни Петр Васильевич Кречко, его помощники Викентий Викентьевич Макаревич, Сергей Михайлович Калабан, Георгий Иванович Иванов.


— Масштабы работы тогда и сейчас несопоставимы?


— Судите сами. В 1970–е годы таможенная система СССР насчитывала не более 1.000 человек. Две тысячи стало к Олимпиаде, потом численность личного состава опять сократилась. Для сравнения: уже в 1992 — 1993 годах в нашей стране насчитывалось около 5.000 таможенников! И еще один штрих. 30 лет назад в Минске было всего лишь три пункта таможенного оформления: в аэропорту «Минск–1», на Главпочтамте, на товарной станции в Степянке. Работали мы также во время выставочных мероприятий, но выставки случались нечасто. О широкой правоохранительной функции таможни, как сейчас, говорить не приходилось.


— Перестройка внесла в жизнь таможни кардинальные изменения. Тяжело было начинать с нуля?


— Действительно, 1989 год стал для нас знаковым. Тогда руководство СССР пришло к выводу, что необходимо ликвидировать монополию государства во внешней торговле, и субъекты хозяйствования получили право самостоятельного ведения внешнеэкономических операций. Для таможенных органов это был труднейший период. Как и 1991 — 1992 годы, когда я уже находился среди руководителей таможенного комитета Беларуси. Тогда была организована рабочая группа по созданию таможенного законодательства. У нас не было помощников в виде правовых институтов, справились мы своими силами, приняв первый Таможенный кодекс даже раньше, чем это сделала Россия. Поэтому без ложной скромности скажу: люди, работавшие в те годы, заложили основу бурному развитию таможни, которое мы наблюдаем сейчас.


— Кстати, а какие современные тенденции вы бы выделили?


— Во–первых, высочайший уровень технического оснащения. Снова не обойдусь без параллелей. В начале моей таможенной карьеры мы пользовались весами–разновесками и химическими реагентами, чтобы определить качественный состав золота и серебра. К Олимпиаде появились металлоискатели, рентген. И все! Сегодня материальная и техническая база таможенников вызывает восхищение и добрую зависть. Во–вторых, значительно повысился уровень подготовки кадров. Ну и третья тенденция — обилие информации, о которой в наше время можно было только мечтать. К слову, 29 мая мы, ветераны, постараемся обязательно встретиться, обсудим, как сегодня развивается таможня, порадуемся, что наше дело получило достойное продолжение. Те, кто начинал с чистого листа, кто был на гребне перемен, считаю, заслуживают особого уважения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter