Свидетель эпохи

Максима Федоровича Капельчика без преувеличения можно назвать живой историей белорусской журналистики...

Хоть несколько раз в год стараюсь отложить все дела и выбраться к Максиму Федоровичу Капельчику. Этого человека, без преувеличения, можно назвать живой историей белорусской журналистики. Только собственным корреспондентом «Советской Белоруссии» по Могилевской области служил 30 лет. А пришел работать в газету 78 (!) лет назад. Максим Федорович вспоминает:


— Если честно, о журналистике тогда и не помышлял. После окончания школы в деревне Телеши Уваровичского (сейчас это Гомельский) района зиму перекантовался дома. Учиться дальше из одноклассников мало кто пошел. Чтобы ехать куда–то, нужны были деньги. А откуда они у крестьян? В 1935 году отец обратился в райком комсомола за помощью — меня направили на работу в районную газету. Называлась она «Калектывiст». Правда, для начала пришлось пройти через небольшое творческое испытание. Когда впервые появился в редакции, дали мне пачку писем, пришедших в «районку», — готовь к печати. Выделили стол, положили на него пачку бумаги. Я и начал трудиться. Целый день корпел. А уже вечером весь коллектив, состоявший из трех человек — редактора, его зама и заведующего сельхозотделом, — своего рода экзамен мне устроил: перечитывали, что я написал. Когда перевернули последнюю страницу, хлопнули по плечу и сказали: «Парень, ты наш. Приходи завтра на работу». Этот день я запомнил на всю жизнь.


А потом была война. Максима Капельчика она застала в Москве — в Первом корпусе ПВО, где он командовал взводом прожектористов. Вместе с подчиненными в ночном небе высвечивал вражеские самолеты, подбирающиеся к городу. Ветеран рассказывает:


— В конце 1942 года полк, в котором я служил, стоял западнее Кубинки. И повадился над нашими позициями летать «хейнкель». Немец доставлял нам немало неприятностей. То уничтожит бомбардировщики на аэродроме, то совершит налет на лагерь, где формировались маршевые роты для отправки на фронт. Все это продолжалось с полгода. Информация об этом самолете дошла до самого Сталина. Он дал приказ командующему московской ПВО генералу Журавлеву преградить путь «хейнкелю». Два командира взвода, которым не удалось высветить самолет, были отправлены в штрафную роту за невыполнение боевого задания. Мартовским днем 43–го меня вызвал командир полка Федор Степанович Цыганенко. Сказал, что вместе с комдивом решили меня назначить главным охотником за «хейнкелем». Несколько ночей не спал, думал. И, наконец, сообразил. Существующая тогда у нас система обнаружения вражеской авиации была настроена на самолеты, летящие на высоте 3 тысячи метров со скоростью 300 километров в час. Поэтому я приказал систему отключить и расчету перейти на визуальное наблюдение. Недели не прошло, как слышим — летит. Были уже наготове и включили прожектор — прямо в рожу фрицу. Тут же еще два луча подцепились. Сбить мы его не могли, но так и вели в свете до Голицыно. Там летчик увидел под собой зенитную батарею и поспешил удалиться. Больше самолет над нашими позициями не появлялся. А меня за выполнение задания наградили орденом Красной Звезды.


После войны Капельчик снова работал в «районке». Затем был направлен на учебу в Высшую партийную школу при ЦК КПБ(б) в Минск. После окончания получил направление от ЦК — в Могилевскую область собственным корреспондентом газеты «Советская Белоруссия». Говорит, непривычно было сначала. И регион незнакомый, и круг общения совсем другой: одно дело — общаться с секретарем райкома партии. И совсем другое — с секретарями обкома. Полгода ушло на знакомство с территорией, людьми. А потом началась работа продолжительностью 30 лет. За эти годы Максим Федорович получил 5 (!) грамот Верховного Совета БССР — своего рода свидетельств признания его заслуг...


Был очевидцем и — как журналист — участником грандиозных событий. К примеру, строительства комбината «Лавсан» (сейчас — ОАО «Могилевхимволокно») — на тот момент крупнейшего химического предприятия в Европе. А еще — так получилось — рассказал о некоторых уроженцах Могилевщины всему миру.


Капельчик продолжает рассказ:


— Однажды в воскресенье позвонила секретарь обкома партии по идеологии Снежкова. Говорит, в деревне Головчин Белыничского района вечером будет собрание знатных людей — выходцев из этого местечка. Предложила поприсутствовать. С удовольствием согласился. Там собрались многие, кто достиг каких–то высот. Вспоминали детство, родную деревню, колхоз, в котором начинали трудовой путь. В общем, писать было о чем. Материал об этой встрече был опубликован на страницах «Советской Белоруссии». А потом статья попала на стенд советского павильона Всемирной выставки, которая в 1967 году проходила в Монреале.


Журналистская работа такова, что даже в отпуске о делах не забудешь. Поехал как–то Капельчик в деревню Гайшин Славгородского района. Жил у местного жителя, ловил рыбу в Соже. Приходит однажды хозяйка и спрашивает: «Вы видели, какая знатная у нас кукуруза уродилась?» Отправился Максим Федорович на поле и был впечатлен. Тут же написал статью о том, как в отдельно взятом хозяйстве возделывается кукуруза. По тем временам это было очень важно. Кормов для скота не хватало. Потому весной приходилось снимать солому с крыш, резать, запаривать и давать коровам. А тут выход нашли... Когда возвращался домой, заехал к первому секретарю райкома партии. Рассказал об увиденном, поинтересовался, почему бы опыт не распространить на весь район. Совет был услышан — регион решил проблему с кормами.


Об авторитете, которым пользовался Капельчик в области, можно судить по еще одному случаю. В воскресенье дома у Максима Федоровича раздался телефонный звонок первого секретаря обкома КПБ(б) — мол, если есть время, не могли бы сейчас приехать. Собкор «СБ» приглашение принял. Пришел к руководителю, сел за стол в его кабинете. А первое лицо области и говорит: «Критикуйте меня. По Могилевщине часто ездите, много чего видите. Может, что не так делается? Не стесняйтесь, говорите». Надолго тогда разговор затянулся...


После ухода на пенсию Максим Федорович по–прежнему интересуется всем, что происходит вокруг. И порой дает советы более молодым коллегам. Бывает, звонит в могилевский корпункт «СБ» и говорит: «А обратите–ка внимание вот на эту проблему». И нередко попадает в самую точку.


25 августа Максиму Федоровичу Капельчику исполняется 95 лет! Коллектив редакции поздравляет ветерана с юбилеем. Крепкого здоровья и благополучия вам, Максим Федорович!


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №158 (24295). Суббота, 24 августа 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter