Свежо питание, да верится с трудом

Клецкий консервный завод, монополист по выпуску плодоовощных консервов для детей, затоварен: на складах продукции аж на 200 миллионов рублей.
Клецкий консервный завод, монополист по выпуску плодоовощных консервов для детей, затоварен: на складах продукции аж на 200 миллионов рублей. Но вот же парадокс: по медицинским нормам, внутренний рынок обеспечен витаминной продукцией для малышей только на четверть. Подтверждают это и периодические перебои с детским питанием. Прошлой весной, например, когда морковные, яблочные, черничные пюре и соки клецкого производства исчезли с прилавков, торговля ввела строгие ограничения на их отпуск. Почему же сегодня товар не востребован?

Директор предприятия Николай Букато сетует на однообразный ассортимент. Однако кто в том повинен? Во втором полугодии завод традиционно изготавливает две трети годового объема продукции. Овощи и фрукты - товар, как известно, скоропортящийся и нуждаются в быстрой переработке. Оптимально было бы изготовить из них полуфабрикаты длительного хранения, чтобы по мере необходимости делать пюре и соки. Тогда в межсезонье завод мог бы хоть ежедневно менять ассортимент, переходя от яблочного пюре к кабачковому либо от морковного сока к свекольному. Но такого оборудования на заводе нет, и он работает только на свежем сырье. Сегодня, например, детские консервы выпускаются сугубо из моркови - перерабатывается весь ее годовой запас. Естественно, такое изобилие морковных соков и пюре рынок не в состоянии проглотить за 2 - 3 месяца.

Да и не все семьи, в которых есть малыши, могут регулярно покупать клецкую продукцию стоимостью от 200 до 300 рублей за 250-граммовую баночку. Такая цена неконкурентоспособна и на внешнем рынке. Стоимость плодоовощных консервов для детей в России такая же, как в Беларуси. Но российские фасуются в современную и удобную евротвистовскую банку. Клецкий консервный завод продукцию в таком оформлении станет выпускать только к марту.

Увы, с проблемой сбыта детского питания столкнулись и другие предприятия. Реализация президентской программы Дети Беларуси позволила вдвое увеличить производство мясных консервов, жидких и пастообразных молочных продуктов для детей раннего возраста. Однако из-за низкой платежеспособности населения и эта продукция не востребована. Хотя зачастую цена на нее не окупает производственных затрат Оршанского мясоконсервного комбината, Гомельского завода детского питания, столичного гормолзавода N 3, Рогачевского молочноконсервного комбината. Снизить себестоимость могла бы полная загрузка мощностей, но не хватает сырья, особенно молока.

Вернемся на Клецкий консервный завод, где ситуация и вовсе парадоксальная. На Клецкий район приходится половина заготавливаемых в области плодов и ягод, высок его удельный вес в производстве овощей. Кроме того, сырье поставляют еще 6 прилегающих районов. Но, как рассказала заместитель директора по производству Людмила Павловская, на завод не поступило ни килограмма свеклы, пригодной для детского питания: нитратов в ней нередко в десяток раз больше допустимого. А ведь малышам в нынешней экологической ситуации свекольный сок крайне необходим. Похожая проблема с кабачками. Отчасти завод выручают личные подворья, владельцы которых выращивают экологически чистые овощи. Но что будет через 3 - 4 года, когда увеличившиеся мощности предприятия потребуют вдвое больше экологически чистых овощей и фруктов?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter