Готовящееся раскрепощение бизнеса поможет привлечь в страну иностранные инвестиции

Свежий ветер перемен

Пакет нормативных правовых актов об упрощении условий ведения бизнеса вынесен на общественное обсуждение. Проекты Декрета и нескольких указов размещены на Национальном правовом интернет-портале. Они также опубликованы на портале www.sb.by.  Изменения в законодательстве ожидаются серьезные — предлагается отменить плановые проверки, ввести институт налоговых консультантов, предусмотрен ряд других актуальных новаций. Главное — открывать свое дело станет проще. Президент Александр Лукашенко во время общения с трудовым коллективом ОАО «Речицадрев» описал схему таким образом: «Пришел — заявление оставил, что хочешь заниматься этим делом, в налоговой зарегистрировался — и пошел работать. Пожарные, санстанция — все до минимума будет сокращено».


Общественное обсуждение документов будет проводиться в течение месяца. Все предложения будут рассматриваться в процессе их доработки. Президенту будет представлен итоговый вариант. От бизнеса и граждан ожидают конкретных предложений по раскрепощению деловой инициативы.

Мы решили обсудить инициативы с экспертами.

В «круглом столе», который прошел в редакции нашей газеты, приняли участие начальник отдела совершенствования деловой среды Департамента по предпринимательству Минэкономики Валентина ШУНДАЛОВА, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по экономической политике Владислав ЩЕПОВ, заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства Сергей НОВИЦКИЙ и сопредседатель Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор МАРГЕЛОВ.

Валентина ШУНДАЛОВА
Сергей НОВИЦКИЙ
Виктор МАРГЕЛОВ
Владислав ЩЕПОВ
Фото Александра КУЛЕВСКОГО

Чего ждать бизнесу


«Р»: Не раз говорилось, что декрет необходимо принимать очень быстро. При этом перемены после его подписания нашему бизнесу пообещали кардинальные — введение моратория на проверки, подвижки в вопросах лицензирования и другие моменты. Как думаете, что же в итоге окажется в окончательной редакции документа?

В.Маргелов: Уверен, что обсуждение проекта декрета надолго не затянется, на все про все остался максимум месяц. Буквально на этой неделе состоится согласительное совещание, пройдут его активные обсуждения и в предпринимательской среде. А дальше уже начнутся согласования по министерствам и ведомствам, что, несмотря на немалое количество спорных моментов, думается мне, много времени не займет.

Пока же идет очень активное обсуждение проекта декрета. Разработчикам уже поступило достаточно много интересных предложений по улучшению деловой среды. Декрет ведь — это целый пакет документов. Он больше напоминает слоеный пирог — каждому направлению, например пожарной охране, санитарным нормам и так далее, там посвящен отдельный блок. Основная его цель — реальное улучшение сферы предпринимательства.

Предприниматели, еще когда только начиналась работа над документом, сами системно разложили, что нам нужно в стране изменять, чтобы ведение бизнеса у нас было более комфортным. Они отметили, что для этого необходимо трансформировать правовой блок, пересмотреть подходы к контрольно-надзорной деятельности, а также оптимизировать деятельность на уровне предприятий.

С.Новицкий: Самое главное, что декрет и ряд сопутствующих документов призваны изменить подходы к госрегулированию предпринимательской деятельности. Назову вам несколько конкретных пунктов, которые будут в декрете. Прежде всего, это установление уведомительного порядка осуществления предпринимательской деятельности. Предпринимателю не надо будет ждать попадания в реестры и в базы данных. Заявил — завтра начинай работать. Второй момент — это определение презумпции добросовестности субъекта. То есть никто из контролирующих госорганов не ходит его проверять, он сам гарантирует, что его здание, сооружение, транспорт отвечают всем необходимым требованиям. Третье — это минимизация государственного вмешательства в экономическую деятельность и внедрение механизмов саморегулирования. То есть сам бизнес должен себя регулировать. Государство не должно постоянно ходить и смотреть, чем занимаются предприниматели, они сами со всем разберутся. Четвертый пункт — персонализация ответственности руководителя. Есть моменты, которые раньше контролировало государство, но при этом качество товаров и услуг не улучшалось. Поэтому сегодня все возлагается под ответственность руководителя. Пятое — оказание содействия госорганов в виде не контроля, а в виде договорных отношений. Сначала этот пункт в проекте документа фигурировал на платной основе, но мы постарались его убрать.

В принципе, это базовые вещи, которые касаются облегчения условий ведения бизнеса и сокращения контрольно-надзорной деятельности. С момента вступления документа в силу объявляется мораторий на проверки. Пока мы ведем речь о календарном годе — с момента подписания декрета, потому что с начала года все-таки уже прошло 4 месяца.

В.Шундалова: Откровенно говоря, многие госорганы проект декрета в «собранном» виде и сами увидели недавно. Первое впечатление, которое возникло при ознакомлении с ним, — это будет огромный шаг вперед. Да, его еще предстоит дошлифовать. Но если спросить у бизнеса, принимаем мы в таком виде или еще год будем совершенствовать, абсолютно уверена: все согласятся не откладывать дело в долгий ящик.

Когда все говорят о проекте декрета, обычно упоминается о том, что он заметно упростит жизнь бизнесу. Но это далеко не единственные его плюсы. И для инвесторов он тоже очень важен. Особенно тот момент, что все эти нововведения, о которых говорится, будут утверждены именно декретом Президента. Ведь у нас как бывает: сегодня один санпин, через полгода — новый, тот, кто уже начал строить предприятие, вынужден из-за этого по ходу стройки менять проекты. С декретом чисто технически такого быть не может: в него могут вноситься изменения максимум раз в год, и то при особом обосновании. Так что, с точки зрения стабильности законодательства, принятие декрета уже положительный посыл. Международные исследования показывают, что изменчивость законодательства является одним из важнейших препятствий для привлечения инвестиций. Потому что инвестор должен знать, что деньги, которые он вкладывает в проект, не пропадут.

В.Щепов: Соглашусь, в этом есть важный политический момент. Декрет — правовой акт прямого действия, которым обязаны руководствоваться госорганы, в том числе суды. И видя, например, статьи о презумпции добросовестности, о том, что наказание строго должно соответствовать нарушению, судья в случае спорных ситуаций может принимать решения в пользу предпринимателя. Суд может определять наказание за правонарушение с учетом всех обстоятельств, в том числе тяжести нарушения. Декрет — это инструмент разрешения споров, снижения деловых рисков и стимулирования инвестиций. Его надо принимать быстрее.

«Р»: Предприниматели в перспективе ощутят все прелести нового законодательства, но резких трансформаций деловой среды все равно ожидать не стоит?

С.Новицкий: Трансформации станут очевидными лишь по истечении какого-то времени. Государство облегчит условия ведения бизнеса, но заставлять заниматься предпринимательством оно не будет. Люди должны это понять. Они смогут в рамках существующего поля рисковать, заниматься делом, зная, что за малейшую провинность не будут оштрафованы или подвергнуты другим, более жестким санкциям. А если вдруг субъект малого и среднего бизнеса и допустит какую-нибудь ошибку, то госорган на первый раз ограничится лишь предупреждением.

Многие виды деятельности скоро можно будет назвать бизнесом.
И регистрировать ИП для их открытия не потребуется — достаточно будет лишь сообщить о своем желании в налоговую.
Фото pipr.ru

Тысячи новых рабочих мест


«Р»: Насколько мы понимаем, одна из главных целей появления нового законодательного акта заключается не только в создании более комфортной среды для предпринимателей, которые уже давно ведут свое дело. Еще одна цель — раскрепостить деловую инициативу, чтобы в бизнес более охотно шли люди, которые пока не решаются на этот шаг. Документ тому поспособствует?

С.Новицкий: Конечно. Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» показал: около 400 тысяч человек, то есть почти 10% активного рабочего населения страны, которое попало под его действие, находятся у нас вне правового поля. Но эти люди ведь на какие-то доходы живут! Скорее всего, они заняты бизнесом — домашними ремонтами, репетиторством и другими видами услуг. Причин, по которым они боятся легализовать свое дело, масса. В их числе необходимость получения лицензии, банальная боязнь утонуть в бумагах и так далее. Новые документы как раз и призваны всем показать: не стоит бояться открывать бизнес. Заплатите единый налог, легализуйтесь — и никто вас не тронет.

«Р»: Как думаете, сколько новых рабочих мест может быть создано за счет самозанятости?

С.Новицкий: Десятки тысяч. Предпринимательство и свой бизнес — далеко не всегда между этими понятиями стоит знак равенства. По статистике, в мире из 100 вновь создающихся предприятий до первого года доживают только 7 — 10, в IT-cфере — 2 — 3. Но это же не значит, что такие предприятия не должны создаваться.

В.Щепов: Мировая практика показывает, что только 10% людей имеют способности к предпринимательству. Думаю, что из этого числа примерно половина думают о том, чтобы легально открыть свое дело.

Кстати, сегодня не все понимают: нужно не только создавать в стране условия для открытия бизнеса, нельзя забывать и о проблемах выхода из бизнеса и открытия нового. Этот конвейер должен работать без сбоев. Сегодня же закрытие бизнеса в отличие от первоначальной регистрации требует от предпринимателя значительных временных и иных издержек.

С.Новицкий: Соглашусь с коллегой, у нас сегодня выражение «заняться бизнесом» звучит порой как приговор. Субсидиарная ответственность лишает смысла все благие начинания. Человек открыл организацию, создал уставной фонд, а потом закрывает бизнес, и государство насчитывает ему какие-то налоги. Потом еще приходит к собственнику, начинает что-то от него требовать. Это одна из причин, почему у нас люди боятся генерировать бизнес. Весь процесс: зарождение, ведение и ликвидация бизнеса, — все это должно быть максимально упрощено и либерализировано.

В.Щепов: Вот еще какой есть момент. С одной стороны, предприниматель видит рентабельность своего бизнеса, а с другой — риск. И иногда последний кажется ему просто запредельным. Есть в нынешнем законодательстве немало норм, которые при поверхностном рассмотрении выглядят как топор палача. Может быть, они никогда и не заработают, но они есть, и они отпугивают людей и мешают привлечению инвестиций.

Рынок отрегулирует себя сам


«Р»: После обещания либерализировать проверочную деятельность начали звучать замечания по поводу того, что резко «откручивать гайки» все же не стоит. Ослабишь контроль — развяжутся руки у недобросовестных игроков рынка. В итоге мы столкнемся с массовым нарушением прав потребителей. Как вы это прокомментируете?

В.Маргелов: Вы правы. Такая опасность реально существует. Что сегодня, по сути, происходит. Государство говорит: мы введем мораторий и посмотрим, что из этого получится. Но мы уже проходили это — как только проверяющие закрывают глаза, исполнение норм законодательства резко идет книзу. Поэтому, если не принять в этом декрете каких-то мер стабилизирующего характера, то через полгода-год опять придется усиливать госрегулирование и ужесточать штрафы. Ведь, как говорится, из-за одной паршивой овцы тень может пасть на все стадо. Предпринимательские союзы, конечно же, в такой ситуации не заинтересованы.

Сейчас законодательство худо-бедно исполняется. Поэтому такую ситуацию необходимо поддержать, а для этого нужны дополнительные меры. Не зря в декрете прописан принцип саморегулирования: мы предлагаем создавать самоподдерживающую систему, чтобы бизнес помогал друг другу соблюдать законодательство. Это будет дешевле, чем штрафы. Грубо говоря, если мы от предпринимательских союзов отрядим одного человека ходить по 20 предприятиям, чтобы он все на местах проверял, это будет намного дешевле, чем гонять по этим же предприятиям комплексные проверки.

Необходимо создавать переход от госрегулирования к саморегулированию. Для этого есть ряд инструментов. Например, чтобы объединения предпринимателей имели первоочередное право рассмотрения жалоб. А жалобы, кстати, на текущий момент инициируют 80% внеплановых проверок. И нередко бывает так, что их предприниматели сами пишут друг на друга, чтобы устранять конкурентов.

В.Щепов: Хочу акцентировать внимание на таком моменте: мне кажется, при прочтении документа не всеми осознано, что означает индивидуальная ответственность руководителя. Придет в организацию (пусть и через пять лет) проверка, обнаружатся грубые нарушения — и руководитель в итоге будет нести полную ответственность и риск за несоблюдение им лично и его службами норм законодательства. Теперь именно руководителям придется проверять своих сотрудников, штрафовать их, депремировать и даже просить помощи у проверяющих для обеспечения соблюдения требований санитарных норм, норм пожарной безопасности и так далее.

Хотелось бы обратить также внимание на принцип взаимодействия государства и бизнеса, который закреплен в декрете, — принцип саморегулирования. Он означает, во-первых, что необходимо минимизировать вмешательство государственных органов в предпринимательскую и экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Во-вторых, ряд полномочий и ответственность может быть передана саморегулируемым организациям, которые будут объединять предпринимателей и частично контролировать их деятельность. Для развития саморегулирования с участием депутатского корпуса разрабатывается проект Закона «О саморегулируемых организациях». Опыт зарубежных стран показывает, что саморегулирование бизнеса отлично работает.

Сам себе мастер


«Р»: Новое законодательство обещает еще одну интересную норму — в стране хотят отменить регистрацию для некоторых видов предпринимательской деятельности. По сути, открыть свое дело можно, только уведомив местные органы власти и заплатив одну базовую величину в год.

В.Щепов: Перечень таких видов деятельности есть и сейчас, но его существенно расширят. В него, в частности, внесут такие виды услуг, как настройка компьютеров для физлиц, сборка и перетяжка мебели, ремонт часов и обуви, проведение занятий йогой, пилатесом, аэробикой, шейпингом, кладка печей и каминов и даже работы по отделке зданий и сооружений — стекольные, штукатурные, малярные, поклейка обоев. Перечень немаленький.

В.Шундалова: Как легализоваться — это на самом деле большая проблема для людей, которые занимаются такими видами бизнеса. Она особенно актуальна в малых городах, где все про всех знают. Далеко не каждый отважился бы пойти к соседу перетягивать ему мебель, потому что назавтра об этом узнает налоговая. А регистрировать ИП многие не хотят, боятся больших затрат, сложных административных процедур, отчетности и так далее. Мы считаем, что эти два указа — о развитии занятости физлиц и о внесении изменений в указ по ремесленной деятельности — дадут в малых городах мощный первоначальный толчок к вовлечению населения в предпринимательство.

В.Маргелов: Эта инициатива очень важная и нужная. Она поспособствует созданию новых рабочих мест и самозанятости населения. В малых городах ведь всегда с этим было сложно. Чисто технически условий для бизнеса там может быть больше — масса свободных помещений, дешевые трудовые ресурсы. Но там никто не хочет заниматься предпринимательством в том числе потому, что боятся это делать.

benko@sb.by

konoga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter