Светлогорский мир упаковки

По “одежке” и встречают, и товар выбираютВ Беларуси немало предприятий, которыми она по праву гордится. В их числе — и ОАО “Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат”, которое почти 40 лет (юбилей у него 30 июня) “одевает” различные товары и продукцию в свою упаковку. Сегодня оно — крупнейший в Европе производитель гофрированной тары и фильтровальных картонов. Комбинаты такого типа редкость, поскольку мировые гиганты в сфере целлюлозно-бумажной промышленности специализируются на конкретном направлении деятельности. Одни производят полуфабрикаты, другие — гофрокартон. А Светлогорский ЦКК является не только единственным в Беларуси, но и одним из немногих в мире предприятий с полным циклом переработки древесного сырья в гофрированный картон и ящики из него.
Страницы истории

Основанный в 1968 году как предприятие — переработчик привозных бумаги и картона в гофрокартон и гофроящики, Светлогорский ЦКК несколько раз за свою историю удлинял технологическую цепочку по выпуску продукции — транспортной упаковки из гофрокартона. Каждое такое удлинение было связано со строительством и пуском нового производства: в 1970-м — бумаги и картона, в 1984-м — целлюлозного, а также по переработке древесины в целлюлозу, в декабре 2005 года — второй очереди целлюлозного производства. В 2006 году пущен лесопильный цех, предназначенный для изготовления из древесины круглых хвойных пород пиломатериалов в виде обрезной доски, брусков, брусьев и технологической щепы, используемой в производстве бисульфитной хвойной целлюлозы.

Сегодня в составе основной технологической цепочки комбината — целлюлозное производство бумаги и картона и производство гофрированной тары. ЦКК — предприятие с высоким уровнем автоматизации и механизации технологических процессов, высокой экологичностью, бережным отношением к природным ресурсам. Современные методы паковки требуют все более сложных конструкций и точного соблюдения технологической дисциплины при изготовлении упаковки. Поэтому ежедневно специалисты комбината готовят технологическую документацию на 3—4 новых изделия. В результате фабрика производит более 4 тысяч наименований гофроящиков — всевозможных размеров, конструкций и дизайна рекламной маркировки. Причем на гофроящики любой сложности может наноситься двухцветная печать.
Введение в строй второй очереди целлюлозного производства позволило значительно улучшить качество продукции за счет увеличения содержания первичных волокнистых полуфабрикатов в изготовлении картона и бумаги. Кроме того, объем производства целлюлозы вырос почти до 60 тысяч тонн в год, а использование в технологическом процессе загрузки щепы с помощью нового конвейера позволило снизить количество потребляемой электроэнергии и почти вдвое сократить время загрузки варочных котлов. Все это приводит к удешевлению продукции и повышению ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и внешнем рынке.
Несколько месяцев назад на предприятии установили и запустили новую автоматическую линию по производству малогабаритной тары с нанесением трехцветной печати. Линия LMC P-660 производительностью 15 тысяч ящиков из гофрокартона в час предназначена для выпуска малогабаритной тары с площадью развертки от 0,2 до 1 м2. Такая транспортная упаковка наиболее востребована в пищевой промышленности.
На любой каприз заказчика
Мир упаковки стремительно развивается, и, несмотря на то что жизнь у ящика короткая, требования к нему возросли. Поэтому на Светлогорском ЦКК особое внимание уделяют работе по улучшению качества и внешнему виду продукции. В частности, повышению марочности гофрокартона и гофроящиков. Это вызвано в первую очередь повышением конкуренции на внешних рынках предприятия, главным из которых является российский рынок. В прошлом году в Российскую Федерацию завод экспортировал почти 40 миллионов метров квадратных ящиков из гофрокартона, что на 21 процент больше показателя 2006 года.
Ежедневный рабочий ритм комбината — это 25 большегрузных автомобилей, отправляющихся с продукцией в адрес более 1500 потребителей Беларуси, других стран СНГ и Европы. По словам начальника бюро развития рынка Светлогорского ЦКК Ольги Безе, 70 процентов от общего объема производства продукции составляет гофротара. В мировой практике такой товар конкурентоспособен в радиусе до 800 километров от производителя. Дальше возить невыгодно. На внутренний рынок поставляется до 55 процентов гофротары, остальное экспортируется. Из экспортного количества 73 процента этой продукции реализовано в России, 27 процентов — в странах Балтии, Польше и Украине.
Одно из интересных направлений деятельности предприятия — производство фильтровальных картонов, которые на постсоветском пространстве изготавливают только на Урале и в Светлогорске. А это, между прочим, очень нужная продукция для пищевых предприятий, где через фильтровальные картоны (пористый материал толщиной до 3 миллиметров) фильтруют виноматериалы. Он достаточно дорогой — от 2 до 5 тысяч долларов за тонну, но востребован. Потому и география сбыта все время расширяется, отгрузки идут в Узбекистан, Украину, Ставрополь, Краснодар, Закавказье, были поставки даже во Вьетнам.
— Мы продолжаем оптимизацию работы с каналами продвижения продукции на внешние рынки, — говорит Ольга Безе. — Сегодня товаропроводящая сеть насчитывает 28 официальных дилеров по всем основным видам продукции. Значительно улучшены показатели продаж на внешние региональные рынки. Скажем, продажи в прошлом году в Россию возросли более чем на 8,8 миллиона долларов, или на 44 процента по сравнению с 2006 годом. Увеличились они и в страны Балтии. Так, гофрокартона на этот региональный рынок реализовано больше на 41 процент, пиломатериалов — на 46. Этому способствовала большая рекламная и выставочная деятельность комбината, который принял участие в 10 выставках, 8 из них — зарубежные, 3 — национальные выставки Беларуси за рубежом (Азербайджан, Польша, Литва). Впервые наше предприятие участвовало в крупнейшей международной выставке упаковки — “Росупак-2007” (г.Москва), где была достойно представлена продукция и завязались новые деловые контакты. К слову, затраты только на рекламу, выставки и маркетинг составили в 2007 году 137 миллионов рублей.
Так что нет оснований говорить, что какая-то наша продукция кому-то не нужна. Но в перспективе хотим охватить и другие сегменты, так как рынок упаковки очень разнородный. Взять гофротару. Есть заказчики элитной и дорогой упаковки, есть — массовой и дешевой. А кому-то нужна промежуточная между этими двумя группами. Сейчас в основном работаем на массового заказчика, поставляя ему крупногабаритную тару и тару для пищевых продуктов. Но ставим цель — удовлетворить любой каприз заказчика, поскольку конкуренция на рынке упаковки в тех регионах, куда мы экспортируем, очень высока. Идет серьезная борьба за клиента. И лишь только качественной продукции заказчику уже мало. Ему нужен комплект услуг по упаковке: это и разработка дизайна, и многоцветная флексопечать на ящиках, и очень сложные конструкции изделий. Вот такой комплект в ближайшей перспективе и собираемся заказчикам предоставлять. Для этого у нас разработана серьезная программа технического переоснащения производства до 2010 года. Ею предусмотрена закупка еще одной линии по выпуску плосковысечной тары, линии мидлайн по производству ящиков средней площади и линии по автоматической упаковке, штабелированию и обертыванию.
Турбина себя окупит
Светлогорский ЦКК достаточно энергоемкое предприятие, поэтому, чтобы иметь собственную электроэнергию, здесь построили турбинный цех мощностью 4 МВт. Купленная на Калужском турбинном заводе турбина 31 марта уже дала первый ток. Она позволит комбинату вырабатывать первоначально порядка 8 процентов необходимой электроэнергии, а при выходе на полную мощность — до 20 процентов. Турбина работает на паре, который образуется в процессе сжигания отходов производства вместе с мазутом в специальном котле, что значительно удешевляет полученную электроэнергию. По расчетам специалистов, ввод в строй турбинного цеха позволит комбинату ежегодно экономить порядка 1,6 миллиарда рублей. Сама турбина по бизнес-плану должна окупиться за шесть лет, но учитывая, как стремительно растет в цене энергия, этот срок может сократиться вдвое.
Годовой объем выпуска готовой продукции составляет 190 миллионов квадратных метров гофроупаковки. Ежемесячные расходы на используемую электроэнергию — около 5,5 миллиарда рублей. Теперь они благодаря запуску турбинному цеха существенно сократятся.
Династиями силен комбинат
На комбинате развивают не только производство, но и социальную сферу, как-никак, здесь трудятся 3,4 тысячи человек. У предприятия есть детский сад, Дом физкультуры и спорта, стадион “Бумажник”. Проводится круглогодичная спартакиада среди структурных подразделений по 16 видам спорта, в которой принимает участие около 2 тысяч работников. На комбинате воспитано около 40 мастеров спорта и 3 мастера спорта международного класса по полиатлону. Ежегодно Светлогорский ЦКК оплачивает отдых почти 400 работников в санатории “Серебряные ключи”. Летом дети работников комбината оздоровляются в детских лагерях “Чайка” и “Витязь”.
Коллектив комбината располагает своим клубом, работает ансамбль народной и эстрадной песни, клуб КВН. Есть общежитие. На территории предприятия расположены три столовые, магазин “Кулинария”, кафетерий. Имеется два магазина по продаже продовольственных и промышленных товаров.
В структуре комбината есть подсобное хозяйство “Искра”, где сейчас на откорме находится 400 голов крупного рогатого скота. Выращивают здесь зерно, картофель, овощи, которые идут в столовые и детсад комбината, а излишки продают. Вложено в хозяйство немало средств, за счет которых и  построены кормоцех, ферма, мехдвор, приобретена необходимая техника.
Моральный стимул хорошо, но здесь не забывают и о материальном поощрении. К слову, средняя зарплата на Светлогорском ЦКК — 760 тысяч рублей. Материальная помощь оказывается молодым специалистам, молодым семьям. Неработающим пенсионерам — бывшим работникам комбината предприятие доплачивает (в зависимости от стажа работы) к пенсии. Определена категория лиц, которым оказывается помощь в приобретении сельхозпродукции.
— В этом году 400 миллионов рублей направили на улучшение жилищных условий наших работников, — говорит начальник управления по идеологической, социальной и информационной работе Светлогорского ЦКК Леонид Минчин. — Речь идет не о бесплатной выдаче квартир, а о предоставлении беспроцентного займа на 15 лет. Выдаем ссуды на возвратной основе и тем работникам, что строят кооперативное жилье.
А еще на комбинате, чем он также может гордиться, порядка 40 рабочих династий. С представителем одной из них — 25-летним наладчиком производства гофротары Денисом Лямцевым — мы встретились возле линии минилайн, на которой изготавливают гофроящики небольшого формата. Парень, оказывается, окончил не профильное учебное заведение — Светлогорский индустриальный техникум, но работать пришел на ЦКК. Почему?
— У меня здесь и дед с бабушкой работали, сейчас — мать с отцом, вот и я решил династию продолжить. Да и зарплата по меркам нашего города вполне устраивает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter