Светлогорск – город светлый

Почему же в нем и в его окрестностях так много наркотического зла?

Почему же в нем и в его окрестностях так много наркотического зла?

Многим примечателен и хорош город Светлогорск, начиная от своего светлого названия и главной ценности – людей, здесь живущих. Но при всем при том выделяется он среди своих собратьев (и не в лучшую сторону) высоким уровнем наркомании. Это не может не тревожить Генеральную прокуратуру Беларуси. Недавно она провела в городе крупномасштабную проверку. Наш корреспондент попросил рассказать о ее результатах заместителя Генерального прокурора Сергея МЫШКОВЦА (на снимке).

— Мы провели плановую проверку деятельности Светлогорского райисполкома, других государственных органов района по выполнению Государственной программы комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям в Республике Беларусь на 2009—2013 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1634. Не секрет, что проверка была обусловлена сложной социально-демографической ситуацией в этом регионе, связанной с нелегальным оборотом наркотиков и, как следствие, самым высоким уровнем ВИЧ-инфекции в стране.

Да, местными органами власти и управления принимаются определенные меры, направленные на профилактику правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и их прекурсоров, проводится агитационная работа среди населения, налажено взаимодействие с религиозными и общественными организациями. Решением Светлогорского районного Совета депутатов от 27 июня 2008 г. утверждена комплексная программа по борьбе с преступностью, содержащая мероприятия, направленные на борьбу с наркоманией. Но этого явно недостаточно.

— Какие конкретно претензии, Сергей Иванович, возникли у Генеральной прокуратуры к Светлогорскому райисполкому?

— Это, прежде всего, отсутствие со стороны Светлогорского райисполкома должной координации и контроля за выполнением запланированных мероприятий, а также анализа ситуации, связанной с употреблением наркотических средств. Вследствие чего не принимаются оперативные меры по устранению причин и условий, способствующих распространению наркомании среди населения. А ведь законодательством обязанность по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, возложена в том числе на местные исполнительные и распорядительные органы.

Возьмем утвержденный райисполкомом в декабре 2008 года план по реализации мероприятий Государственной программы. Утвердив его, райисполком на том и успокоился: фактически не осуществлял дальнейшего контроля за выполнением обозначенных мероприятий, не координировал деятельность заинтересованных служб. Настораживает и ситуация, сложившаяся с постоянным проживанием в городе и окрестностях представителей цыганской диаспоры. Это порядка 40 семей, которые расселены в микрорайоне «Светоч» и нескольких близлежащих деревнях. Имеется оперативная информация, которая известна в том числе и руководству района, о том, что основными распространителями наркотических средств на территории г. Светлогорска являются именно лица цыганской национальности. Со стороны органов внутренних дел в этом направлении проводится определенная работа, которая в силу специфики фактически сводится к выявлению лиц, занимающихся хранением и сбытом наркотических средств. А чем занимаются райисполком и его структурные подразделения? Какая работа проводится по трудовой занятости этих людей?.. Ответов на эти и другие вопросы мы не получили.

— Но ведь именно правоохранительные органы должны вести борьбу с преступностью. Разве могут местные исполкомы реально повлиять на криминогенную обстановку в том или ином регионе?

— И могут, и обязаны! Для этого местные администрации имеют достаточные полномочия и возможности. Однако до недавнего времени повсеместно наблюдалось явное игнорирование со стороны исполкомов вопросов профилактики правонарушений. Мол, есть милиция, прокуратура, пусть они и занимаются этими вопросами. В результате — большой пробел в работе с несовершеннолетними, подучетными и иными лицами, что напрямую отражается на криминогенной обстановке. По ряду направлений профилактической работы необходимы новые подходы, как говорится, креативные решения. Однако есть масса вопросов, которые лежат на поверхности, отражены в многочисленных программах и решениях, однако и они не исполняются.

Возьмем элементарную освещенность улиц и дворовых территорий. Милиция осветительные столбы не поставит и электричество не проведет, это понятно. Пойдем дальше. Большая часть развлекательных заведений в Светлогорске сегодня уже оборудована системами видеонаблюдения. Но качество фиксации видеозаписи не отвечает предъявляемым требованиям. Полученная видеозапись не позволяет установить все обстоятельства произошедшего, личности правонарушителей и дать правовую оценку их действиям. Правда, в минувшем году в увеселительных заведениях Светлогорска выявлены три случая незаконного оборота наркотических средств.

Конечно, можно говорить, и небезосновательно, что на то же видеонаблюдение мест массового сбора людей требуются немалые средства, которых сегодня не хватает. В ответ скажу жестко, может быть, не совсем корректно: если бы ребенок какого-нибудь большого начальника стал жертвой преступления в темном дворе или пристрастился к наркотикам, впервые попробовав их на дискотеке, я думаю, средства на борьбу с наркотическим злом нашлись бы.

Еще раз подчеркну: борьба с преступностью начинается именно с ее профилактики, а не с погони за преступниками. И в этом процессе роль локомотива должна взять на себя именно местная администрация.

— Насколько я понимаю, исполком должен быть координатором профилактической работы на территории соответствующего региона?

— Совершенно верно.

— Но чиновники исполкома не могут, да и не должны выявлять тех же наркозависимых, ставить их на учет или проводить реабилитационную или иную работу с ними. Это, наверное, все же компетенция конкретных служб?

— Да, каждый должен заниматься своим делом в пределах обязанностей и полномочий. Но вопрос незаконного оборота наркотических средств опять же не решить только милиции или медикам. Здесь должна быть налажена совместная работа с четким механизмом взаимодействия. А без надлежащего контроля и координации сверху и возникают проблемы между отдельными структурами.

В ходе нашей проверки выявлены серьезные проблемы, связанные с обменом информацией между РОВД и наркологическим диспансером о гражданах, страдающих наркоманией. Кроме того, существует порядок, согласно которому наркодиспансером направляются в РОВД извещения о принудительной доставке лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, уклоняющихся от лечения. Участковые инспекторы формально вроде бы исполняли запросы: указанных лиц доставляли в наркодиспансер. Так сказать, до дверей. А вот медработникам их не передавали, факт исполнения привода нигде не фиксировался. В результате те, кто страдает наркотической и алкогольной зависимостью, покидали медучреждения, не пройдя необходимых процедур.

Дополнительных мер по принудительному приводу ни наркодиспансером, ни РОВД в дальнейшем не принималось. Формально все выполнялось, а на выходе — ноль. Вот и все «взаимодействие».

Пока остается неотлаженным механизм принудительной изоляции в лечебно-трудовых профилакториях лиц, страдающих наркоманией или токсикоманией и систематически нарушающих общественный порядок, права других граждан. Не реализуются мероприятия по направлению на стационарное лечение тех, кто страдает наркотической зависимостью.

Есть нарекания и непосредственно к работе милиции. С одной стороны, количество выявляемых преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств по итогам года увеличилось. Однако за этими цифрами стоят в основном мелкие сбытчики, среди которых немалую часть составляют сами наркозависимые. С другой стороны, каналы поступления наркотиков в город не выявляются.

— Какова ситуация с несовершеннолетними? Не идут ли они дорогой, проторенной взрослыми?

— Хочу отдельно заострить внимание на проблеме, связанной с потреблением психоактивных веществ несовершеннолетними. В последние годы их численность значительно возросла: если в 2001 году на учете в наркологической службе Светлогорской ЦРБ состояло 53 подростка, то в 2009 году — уже 253 (рост на 400 %)! В прошлом году несовершеннолетними совершено 3 преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (в 2008 году такие преступления не совершались).

Настораживают результаты проведенного в районе год назад анонимного опроса учащихся старших классов. Выяснилось, что 13 % юношей и 4 % девушек хотя бы один раз уже употребляли наркотические вещества. Однако должного анализа эта информация со стороны заинтересованных структур почему-то не получила. Конкретных действий со стороны РОВД, органов образования и учреждений здравоохранения по искоренению причин и условий, способствующих распространению наркотических средств среди несовершеннолетних, нет. Между тем на конец прошлого года в г. Светлогорске выявлены 3 случая ВИЧ-инфицирования школьниц 9—11 классов. Многие факты указывают на ослабление контроля и неадекватные меры со стороны заинтересованных служб по исправлению реальной обстановки, складывающейся на территории района еще с 1996 года в связи с распространением наркомании и ВИЧ-инфекции.

Несмотря на сложную ситуацию, на протяжении длительного времени регион и область не могут прийти к однозначному мнению о необходимости поставки в Светлогорск дорогостоящего клинико-диагностического оборудования. Этот вопрос нами инициирован для дополнительного изучения как в облисполкоме, так и в Минздраве.

— Думается, констатацией выявленных проблем Генеральная прокуратура не ограничилась?

— Мы работаем не для констатации. Поэтому Генеральный прокурор направил представление председателю Гомельского облисполкома с требованием устранения выявленных нарушений, а также с конкретными предложениями по эффективной организации работы по противодействию наркомании.

— Какой была реакция Гомельского облисполкома на представление Генеральной прокуратуры? Есть ли надежда, что ситуацию с наркоманией в Светлогорском районе все же удастся переломить?

— Реакция — адекватная, потому что вопросы, поставленные Генеральным прокурором, вытекают из требований законодательства и реальной обстановки, складывающейся на территории района. Ведь цель проверки и последующие меры, принятые Генеральной прокуратурой, направлены прежде всего на объективный анализ ситуации, если хотите — это взгляд со стороны на существующие проблемы с целью эффективного их решения. Да, работа по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании ведется, и немалая. Как о страшном сне, и местные чиновники, и простые жители вспоминают времена, когда на улицах Светлогорска, на дворовых территориях и в подъездах домов — повсеместно валялись использованные шприцы. Сегодня этого нет, в чем, несомненно, заслуга всех заинтересованных служб. Однако победа над шприцевой наркоманией, по-моему, стала фактором, способствовавшим самоуспокоению местных чиновников. Неоправданному самоуспокоению.

Без совместных скоординированных действий, личной заинтересованности и ответственности руководителей местных администраций добиться реальных результатов в противодействии наркомании будет невозможно. Иначе печальная слава Светлогорска может незаметно распространиться и на другие населенные пункты страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter