Светить всегда!

О некоторых особенностях энергосбережения в детсадах и школах
О некоторых особенностях энергосбережения в детсадах и школах

«Что происходит в школах? Утром до начала уроков или вечером после свет не включают, такой же сумрак на лестницах. На переменках освещение минимальное. «Приказ — экономить», — объясняет учительница. Но можно ли экономить на здоровье детей?» — такое письмо пришло на электронный адрес «СБ». Сообщение из Гомельской области удивило еще больше: «У нас в Лоевском районе учителя должны сами платить за электроэнергию, которая была потреблена школой».

Мы решили проверить факты. Изучили санитарные правила и нормы, которые, кстати, действуют со 2 января 2007 года, и отправились по минским школам. Правила такие: 15 марта в классах гигиенисты рекомендуют включать электричество уже после 17.00. Мощность его должна быть 200 люкс для «лампочек Ильича» и 400 люкс при использовании люминесцентных светильников. Шторы или жалюзи необходимо сместить от окон к стене и использовать только для защиты от солнечных лучей.

...На часах — 17.15. Подходим к гимназии с темно–серыми глазницами окон. Света нет нигде. Между тем в нескольких кабинетах еще «грызут гранит науки» группы продленного дня — 1 — 3 классы. На первом ряду у окна (там, кстати, и стол учителя) освещения достаточно. Но что видит на третьем, у стены, девчушка, которая выводит что–то в тетради? «Спасибо, как раз собиралась включить», — смутилась учительница после того, как фотокор «СБ» включил все лампочки. В соседнем кабинете электричества не было также, а остатки дневного света едва просачивались сквозь задернутые жалюзи (днем было солнечно). «Мы сейчас уходим на улицу», — оправдывалась учительница.

17.30. Сумрак сгустился в холле и на лестницах расположенной неподалеку школы. Вахтерша, сидя спиной к окну, мужественно вглядывается в какую–то брошюру. Несколько классов, где учится вторая смена, освещены. Но в кабинете кружковой работы фигуры репетирующих какую–то сценку подростков уже едва различимы. Настежь распахнута дверь туалета, из темноты выскакивают двое мальчишек.

Директор разводит руками: лимиты. Школы и детсады получили приказ сократить расход электроэнергии и тепла на 10 — 15 процентов. Не выполнишь — лишат премии. А по цепочке будут наказаны вахтер, дежурный администратор, завхоз, учителя. Каждый в отдельности и все вместе они отвечают за то, чтобы свет был выключен в учебных классах на перемене, а во время уроков — в рекреациях и не использовался без острой необходимости. Вот и погрузились минские учебные заведения в сумрак...

В Лоевском районе Гомельской области в деле энергосбережения продвинулись еще дальше. За тепло и свет школы будут платить, если не сумеют сэкономить. Такова суть приказа районного отдела образования «О мерах по минимизации последствий роста цен на энергоносители в 2007 году». Каждому учебному заведению в первом квартале предстоит заработать и перечислить в районный бюджет от 100 до 400 тысяч рублей. Принцип оброка прост: чем больше школа, тем выше взнос. Причем с родителей деньги брать категорически запрещено. Как их добыть?

— Очень выгодно собирать металлолом, — со знанием дела рассказывает директор одной из лоевских школ. — Две тонны — и взнос за первый квартал практически есть. Мы уже объявили конкурс среди учеников. А железяк всяких в лесах да в поле хватает. Кроме того, заявку на работников прислало лесничество. Расценки там хорошие. На следующей неделе учителя со старшеклассниками поедут туда. 6 дней в году нам разрешено отвлекать ребят от учебы. Осенью еще проще: помогаем хозяйствам урожай собирать. Работы хватает.

Кроме того, при каждой школе есть кусок земли, где разбит сад, огород, кое–где — теплицы. А это значит, что можно выращивать цветы, рассаду, овощи, фрукты. В крупных учебных заведениях даже есть дополнительная штатная единица, которая следит за всем, что растет, цветет и кустится, привлекая к общественно–полезному труду школьников. Самым трудолюбивым удается выручить больше десяти миллионов рублей. Обычно деньги тратили на подарки, призы, ремонт, покупку оргтехники — словом, на неотложные хозяйственные нужды. Теперь часть этих средств предстоит перечислить в бюджет района, если, конечно, не удастся сэкономить 6 процентов энергоносителей. Эта цифра из программы энергосбережения области.

Январь был на 8 градусов теплее прошлогоднего. И деньги, подчеркнула начальник отдела образования Лоевского райисполкома Оксана Юрковская (во всяком случае, пока), останутся в распоряжении школ. Причем не только лоевских.

— Для оплаты газа, тепла и электроэнергии по новым тарифам в бюджете области недостает примерно 1,5 миллиарда рублей. Если не удастся существенно снизить потребление энергоносителей, придется привлечь внебюджетные деньги школ, — не скрывает заместитель начальника управления образования Гомельского облисполкома Валентина Соловей. — Средства на дополнительное поощрение учеников и учителей, ремонты, оргтехнику они зарабатывают не первый год...

...Спору нет: экономия — дело важное, государственное. Не менее важно не доводить его до абсурда. Много ли киловатт–часов реально сэкономить, так сказать, при помощи выключателя? И что если, перенимая «передовой» опыт, в лесничества и колхозы на заработки денег для оплаты энергоносителей отправятся хирурги, стоматологи, библиотекари, милиционеры и все остальные бюджетники? Мои попытки выяснить, откуда берутся такие приказы и кто их инициатор, к сожалению, успехом не увенчались. В региональных структурах департамента по энергоэффективности кивают на управления образования, те, в свою очередь, ссылаются на программу энергосбережения, составленную тем же департаментом. Между тем на Гомельщине (как знать, может, и в других регионах) учителя и ученики думают, где взять деньги, чтобы оплатить подорожавшие углеводороды. В Минске же педагоги решают не менее мудреный ребус: включишь лампочку — того и гляди лишишься премии, выключишь — родители начнут жаловаться или санстанция оштрафует. Дилемма, однако...

Кстати

Повышенная освещенность предусмотрена в кабинетах изобразительного искусства, обслуживающего труда — 300, 500 люкс (в зависимости от вида электроламп), в мастерских по обработке металла и дерева, читальных залах — 200, 400 люкс, в спортзале — 100, 200 люкс, в рекреациях — 75, 150 люкс.

Справка «СБ»

График включения искусственного освещения в общеобразовательных учебных заведениях, рекомендуемый санитарными службами:

Март. С 1 по 15 — после 17.00, с 16 по 31 — до 8 и после 16.30 (с учетом перехода на «летнее» время);

Апрель. После 17.30;

Май. С 1 по 15 — после 17.30, с 16 по 31 — после 18.30.

Мнение по поводу

Галина Харик, начальник отдела технического надзора комитета по образованию Мингорисполкома:

— Эффект от экономии энергии с помощью выключателя — мизерный. И не идет ни в какое сравнение с тем, что предстоит сделать по программе энергосбережения на 2007 год. Комплекс мероприятий обойдется в 8,5 миллиарда рублей и обеспечит 10–процентное снижение затрат. Детсады и школы города строились 30 — 40 лет назад. Фасады, крыши нужно утеплять, менять окна, светильники.

Алла Малахова, заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья:

— Экономить на здоровье детей — недопустимо. Сегодня у 15–летних подростков нарушение зрения мы выявляем в 1,4 раза чаще, чем 10 лет назад. Поэтому в школах санитарные нормы освещенности должны соблюдаться неукоснительно. В пасмурные дни (а их в феврале–марте немало) электричество в классе должно гореть целый день. На переменах в кабинетах, когда занятия идут во вторую смену, освещение может быть меньшей мощности, но также необходимо. Во время уроков предусмотрен дежурный свет в коридорах, на лестницах. Учебные заведения не могут погружаться во тьму. А проблема экономии решается с помощью установки энергосберегающих светильников и систем, которые автоматически уменьшают или увеличивают мощность в зависимости от яркости дневного света. За нарушения санитарных норм предусмотрены серьезные штрафы, кстати, увеличившиеся с 1 марта.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter