Свет зеленой корзины

МНОГИЕ российские аграрии считают, что для их сельского хозяйства в 2012 году наступил «конец света». И связан он с вхождением страны в ВТО. Российское правительство обещает не бросать сельхозпроизводителей на произвол судьбы и ищет ходы, чтобы обойти дотационные ограничения, регламентируемые Всемирной торговой организацией. В скором времени решать эту проблему придется и Беларуси. Попробуем выяснить, какие факторы могут дать зеленый свет поддержке белорусского села в условиях вступления в ВТО.

Ограничения дотирования АПК при вступлении в ВТО можно минимизировать

МНОГИЕ российские аграрии считают, что для их сельского хозяйства в 2012 году наступил «конец света». И связан он с вхождением страны в ВТО. Российское правительство обещает не бросать сельхозпроизводителей на произвол судьбы и ищет ходы, чтобы обойти дотационные ограничения, регламентируемые Всемирной торговой организацией. В скором времени решать эту проблему придется и Беларуси. Попробуем выяснить, какие факторы могут дать зеленый свет поддержке белорусского села в условиях вступления в ВТО.

Согласно правилам Всемирной торговой организации, внутренняя поддержка сельхозпроизводства делится на три корзины — красную, желтую и зеленую. Основной принцип разграничения — оказывает ли субсидирование искажающее воздействие на торговлю. В красной корзине запрещены такие меры поддержки, как квотирование на ввоз, экспортные субсидии и некоторые другие. Меры желтой корзины — ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на ГСМ, электричество и так далее — оказывают искажающее воздействие на торговлю и должны постепенно сокращаться. Меры поддержки зеленой корзины такого влияния не оказывают и могут применяться без ограничений. Региональные субсидии вообще не входят ни в одну из корзин, а значит, тоже могут свободно использоваться.

Как видим, далеко не все формы государственной поддержки сельского хозяйства подпадают в ВТО под жесткие лимиты. Есть так называемая зеленая корзина мер, на которые государство может тратить сколько угодно. По терминологии ВТО, она включает платежи, направленные на охрану окружающей среды, борьбу с вредителями и болезнями, развитие инфраструктуры, образования, обучение специалистов, исследования, консалтинг, страхование. Кроме того, сюда входят программы региональной помощи: поддержка районов, находящихся в худших природно-климатических, экологических и экономических условиях, оказание помощи при стихийных бедствиях и предоставление продовольственной помощи внутри страны, при условии, что она приобретается по текущим рыночным ценам.

По мнению российского эксперта из Института экономики переходного периода Евгении Серовой, нельзя однозначно утверждать, что сельское хозяйство проиграет от присоединения к ВТО. Потребитель в ценовом отношении однозначно выиграет, но многие, в том числе и успешные хозяйства, рискуют трудные дни не пережить. Поддержка сельхозпроизводителя государством, безусловно, важна и нужна, вопрос только в том, какая именно?

Развитые страны основной упор делают на меры зеленой корзины, которая не связывается обязательствами сокращения. Характерно, что масштабное увеличение ее объемов произошло там в 1995—2001 годах. За шесть лет затраты в ЕЭС на зеленую корзину возросли на 56 процентов, в США — на 26, в Австралии — на 53 процента.

По этому же пути уже идет и Россия. Как обещает Минсельхоз РФ, с 2013 года формы поддержки АПК станут гораздо разнообразнее, а финансирование — масштабнее. Согласно утвержденной недавно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, в период с 2013 по 2020 годы из федерального бюджета РФ на нужды агропрома поступит более 1,5 триллиона рублей. То есть по 190 миллиардов в год, что эквивалентно 6,3 миллиарда долларов. Плюс к этому еще 770 миллиардов рублей должны выделить регионы в порядке софинансирования. Итого получается 9,6 миллиарда долларов в год — сумма, превышающая даже нынешний максимум аграрных субсидий, который страны ВТО установили для России. Министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров заявляет, что в процессе реализации программы объемы выделяемых средств даже вырастут. Просто больше средств будет направляться через зеленую корзину и региональное софинансирование.

А еще превысить лимит господдежки села поможет не слишком благоприятный для сельского хозяйства российский климат. Согласно правилам ВТО, правительство имеет право оказывать неограниченную поддержку регионам, признанным неблагоприятными для ведения сельского хозяйства. Госдума недавно приняла в первом чтении законопроект о зонировании земель сельхозназначения, предусматривающий критерии определения территорий с неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства с целью их дополнительной поддержки. Таким регионом будет считаться территория субъекта РФ, на которой в связи с природно-климатическими условиями, социально-экономическими, почвенными или географическими факторами уровень доходности у сельхозпроизводителей ниже, чем в среднем по отрасли. Этот уровень, а также конкретный перечень «неблагоприятных» регионов будет определять правительство. В предварительный список Минсельхоза вошло около половины субъектов РФ: почти все регионы Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, большинство регионов Северо-Западного округа, по пять — из Приволжского и Уральского, по два — из Южного и Северо-Кавказского и один — из Центрального (Смоленская область). То есть половина страны сможет получать аграрные дотации без ограничения.

На вопрос, какой суммарный объем субсидий сегодня получает АПК России, не может ответить даже сам глава Минсельхоза Николай Федоров. По его словам, нет точных данных, только в следующем году планируется разработать соответствующие методики и собрать информацию. Кстати, интересно в этой связи, на основе каких данных россияне вели переговоры с ВТО? Почему они утверждали, что нынешний уровень господдержки села составляет около 4 миллиардов долларов в год, на каком основании выторговывали лимит субсидий в 9 миллиардов долларов? Который, к тому же, в течение нескольких лет должен быть уменьшен вдвое, то есть практически сведен к нынешнему (опять же гипотетическому) уровню. Ну да ладно, видимо, расчеты какие-то были.

Но вот нам, белорусам, тут бы не просчитаться. Переговоры с ВТО необходимо вести, оперируя не абстрактными, а реальными цифрами. При этом особое внимание надо обратить на зеленую корзину. Именно через нее можно проводить субсидии на экологические цели (повышение плодородия почв и восстановление мелиорированных земель), развитие аграрной науки, подготовку специалистов, борьбу с вредителями и болезнями, строительство дорог и социальной инфраструктуры на селе, консалтинг и страхование. В Беларуси, кстати, есть территории, которые, несомненно, должны войти в число неблагоприятных для ведения сельского хозяйства. Это, прежде всего, районы, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. А если судить по российским меркам, то природно-климатические, почвенные и экономические условия хозяйствования на Витебщине и Могилевщине сравнимы со Смоленской областью, а значит, и они должны получать аграрные дотации, непопадающие под ограничения Всемирной торговой организации.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter