Свет Янтарной комнаты

"Восьмое чудо света" восстановлено.
"Восьмое чудо света" восстановлено. Но загадок не стало меньше. Я видела ее лишь однажды. Впрочем, я видела только ПОМЕЩЕНИЕ, а не КОМНАТУ.

Я даже не помню ее в длинной анфиладе царскосельских покоев. Но кое-что все же запечатлелось: то, как чопорная экскурсовод начала тонуть в междометиях, и потерянный вид работников в реставрационных мастерских...

Было это лет десять назад. Фанфары о том, что янтарный кабинет восстановят, к тому времени отгремели. Сухой остаток обнаружил отсутствие финансирования и полную, как тогда казалось, безнадегу. Все понимали, что колоссальное произведение искусства при таких вложениях восстанавливаться будет не одно столетие. Лучшие реставраторы, собранные для восстановления почти мифической Янтарной комнаты со всего Союза, слонялись, будто безмолвные тени. Никто не хотел тогда разговаривать о будущем. Просто не о чем было говорить...

Периодически всплывали в новостях то комод, то мозаичное панно - обнаруженные подлинные осколки прошлого. Откровенно: не верилось, что когда-либо эта сказка сладостных посулов обретет свой финал. Благополучный и лучезарный, какой должен быть у волшебной сказки. И даже конкретная дата - 300-летие Петербурга, которую объявили победным рубежом, - не грела. Тем более что в прессе нет-нет да и мелькали сообщения - позиции для "отката": не так, мол, и нужна нам эта Янтарная комната, вовсе и не была она столь выдающимся произведением искусства, просто символ могущества былого и... страха. Перед собственным прошлым, которого не сберегли.

И вот на днях она все же была явлена публике. Завершенная. Восстановленная. Волшебная.

Бесконечная эпоха, вместилище всей сознательной (послепетровской) российской истории. По ней прошлось-проехалось колесо истории, зацепив и покорежив своими вывернутыми спицами.

История старая

Сказочный этот кабинет страстно возжелал в свое время Петр I. Прослышал, что стоит у Фридриха Вильгельма I без надобности почти готовый, только не смонтированный янтарный кабинет, намекнул Гогенцоллерну об этом. Монарх не противился - подарил Янтарную комнату Петру, да еще и яхту в придачу. Кабинет этот смонтированным Петру так и не удалось увидеть. Соберет его Растрелли уже для Елизаветы Петровны. Так, с 1746 года новый кабинет сказочной красоты служит залом для официальных приемов. Через 9 лет его переносят в только что возведенный Большой дворец Царского Села. Тогда же над ним основательно еще раз поработали - заполнили пустоты. Убранство комнаты состояло из янтарных панелей, наборных комодов русской работы и китайского фарфора. В стенах установили 4 картины из природных камней, изображавшие 5 человеческих чувств: осязание и обоняние, вкус, зрение и слух. Кроме того, в застекольных витринах хранилось одно из самых крупных собраний янтарных изделий XVII - XVIII веков немецких, польских и петербургских мастеров.

Жизнь в царском дворце для произведения искусств в ту пору была не сахар: то сквозняк, то жар, если печник переусердствует. Потому постоянно приходилось янтарные панели подклеивать, подмазывать - слишком быстро они разрушались. За 200 лет - четыре реставрации. Но самой серьезной - пятой - не суждено было начаться. Намечалась она на лето 1941 года.

История новая

В 1941 году немцы слишком быстро подходили к Ленинграду. По одной из версий, массивную комнату просто не успевали демонтировать. По другой, некому ее было демонтировать - остались эвакуировать музейные ценности одни женщины. Так или иначе, комнату "сдали" врагам. Наивно замаскировав под двойными стенами. На них повесили малоценные картины. Может, если бы не искали, не ждали ее немцы, хитрость и проскочила бы. Но искали ее прицельно, потому нашли сразу. Янтарная комната была демонтирована и вывезена фашистами в Восточную Пруссию - Кенигсберг, ныне Калининград. Там, в королевском замке, комната выставлялась для всеобщего обозрения. В конце 1944 года во время наступления наших войск на Кенигсберг она была упакована немцами в ящики и упрятана в подземельях замка. Стреляли, бомбили, хаотично эвакуировались и спешно наступали. В этой суматохе следы затерялись...

История новейшая

С этого периода заканчивается реальный и начинается мистический этап в истории янтарного кабинета. Существует невероятное множество версий его местонахождения. Разветвленная сеть подземелий и катакомб протяженностью в десятки километров связывает друг с другом разные уголки Кенигсберга - разве может быть более благодатная почва для легенды.

Сегодня в Калининграде практически каждый, не моргнув глазом, скажет, что если не сам лицезрел, то уж наверняка знает человека, который видел спрятанную Янтарную комнату собственными глазами. Она стала чем-то вроде мистического пароля для целого города - ее ищут многие, у каждого есть свои версии пропажи.

Но есть и версии, которые можно считать более-менее похожими на правду. Первая из них: комната погибла во время пожара в Кенигсбергском королевском замке, когда его бомбили в 1945 году. Вторая: ящики с янтарными панелями эвакуировались из осажденного Кенигсберга морским путем на суперлайнере "Вильгельм Густлов", который к берегу так и не причалил - был потоплен во время морского боя. Впрочем, многочисленные подводные экспедиции к затонувшему кораблю ничего хоть отдаленно похожего на цинковые ящики, в которые запаяли янтарные панели, не обнаружили. Есть и третья версия: Янтарная комната в полной сохранности замурована в одном из подвалов или бункеров. Многие российские исследователи придерживаются мнения, что комната находится в одном из полузатопленных подземелий Калининграда.

Идея отыскать "восьмое чудо света" бередила умы таких мэтров детектива, как Жорж Сименон и Юлиан Семенов. Последний, кстати, помимо литературных произведений о поисках янтарного кабинета, создал еще и международный клуб искателей Янтарной комнаты. "Янтарная лихорадка" периодически вспыхивает в разных уголках Восточной Европы, когда объявляется очередной исследователь с очередной невероятной версией о тайнике, где все же сохранена удивительная комната.

Впрочем, есть у Янтарной комнаты и еще одна составляющая, необходимая для хорошей, крепкой легенды - многих ее искателей преследуют несчастья. На ее счет зачисляют уже не одну смерть. Естественно, при загадочных обстоятельствах. Интернет просто кишит подобными описаниями: от гибели водолазов, изучавших сложную систему калининградских шлюзов, до смерти генерал-полковника ГРУ Гусева, который занимался секретными документами и вроде как нащупал весьма реальные нити к разгадке. При загадочных обстоятельствах погибли и кенигсбергский хранитель Янтарной комнаты Альфред Роде, и немецкий искусствовед Георг Штайн, незадолго до смерти заявивший о том, что знает разгадку зловещей комнаты...

История будущая

Ее собирали 24 года - очень сложную мозаику, подгоняя до сантиметра, микрона. Говорят, над ее возведением потрудились и белорусские мастера, ведь в свое время для воссоздания кликнули лучших, а у нас их немало. Правда, после сложностей с финансированием в начале 90-х коллектив пришлось собирать практически заново. Но так или иначе работу наконец закончили. Последние дни - откровенно "гнали", спешили к юбилею города на Неве. Реставраторы трудились по 11 - 12 часов, без выходных. Многие из них в многочисленных интервью рассказывают, что более сложной работы в их жизни не было: "комната, словно роковая женщина, пугает и манит одновременно".

Выполненная в технике флорентийской мозаики, она отличается не столько эстетическими достоинствами, сколько дороговизной. Панели состоят из кусочков янтаря, различных по форме и цвету: от бледно-лимонного до насыщенно- рубинового. Повсюду резьба по камню, гравировка.

Для воссоздания Янтарной комнаты понадобилось около 10 тонн янтаря-сырца. А стоит один килограмм на Калининградском янтарном комбинате около 250 долларов.

Все панели на обороте пестрят фамилиями - нет, это не автографы туристов. Это фамилии реставраторов, восстанавливавших каждую конкретную деталь. Мельчайшие янтарные фрагменты размером в несколько сантиметров собирались неделями, месяцами. Потому такая персональная ответственность. Перед вечностью. Самым сложным было идентифицировать сам образ янтарного кабинета. Ведь в распоряжении цветная и несколько десятков черно-белых фотографий да еще одна акварелька. И все. Ни рукой пощупать, ни замеры снять.

На воссоздание Янтарной комнаты с 1979 по 1999 год российский бюджет выделил 7 млн. 754 тыс. долларов. В конце 90-х часть денег на воссоздание выделила немецкая сторона - 3,5 миллиона долларов дал немецкий концерн "Рургаз". А янтарь, благодаря которому комнату все же доделали, - конфискованный, контрабандный. Партия была столь значительной, что реально продвинула к завершению работы по воссозданию кабинета.

Впрочем, все это время, пока в царскосельских мастерских кропотливо складывали янтарики, подлинная комната не давала о себе забыть. В 1999 году у частного лица в городе Бремене обнаружили похищенную мозаику "Осязание и обоняние". Владелец уверял, что досталась она ему по наследству и никаких подробностей ее появления он не знает. В другой частной коллекции в Германии нашли комод, который также находился в Янтарной комнате. Сразу встал вопрос о возвращении произведений искусства на свое историческое место. И мозаику, и комод выкупали частные спонсоры, потом уж, на самом высоком уровне, немецкая сторона передавала их российской.

Янтарную комнату без ложной скромности называли и называют вновь "восьмым чудом света". Накануне питерских торжеств - 31 мая Президент России Владимир Путин официально откроет это "чудо".

Впрочем, даже несмотря на столь эпохальное событие, как официальное открытие восстановленной легендарной Янтарной комнаты, многочисленных членов клуба ее искателей сей факт никоим образом не смущает. Они уже заявили, что будут продолжать поиски. Найдут или нет - дело провидения. Но переворачивать страницу, которую так торопятся захлопнуть, похоже, все же рано...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter