Участники Республиканского семинара обсудили, как можно усовершенствовать процедуры по принципу «Одно окно»

Свет в «Одном окне»

Служба работает эффективно, но недостатков хватает, в том числе и системных. Об этом говорили участники республиканского семинара «Административные процедуры по принципу «Одно окно», который прошел вчера в Минске. Впервые сервисы, которые должны обеспечить взаимодействие власти и человека, появились у нас в стране в начале 2000–х, и несмотря на то что они явно сделали нашу жизнь проще, всегда можно найти направление, которое можно оптимизировать или усовершенствовать.


— Человек приходит, подает заявление, и в установленный срок ему должны выдать, допустим, справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Но его начинают отправлять в различные учреждения и службы за справками об отсутствии движимого и недвижимого имущества и так далее. А он должен только подать заявление, а затем получить необходимый документ, — указал, в частности, на узкие места службы «Одно окно» заместитель Главы Администрации Президента Валерий Мицкевич. В числе проблем он также назвал нежелание отдельных работников «брать все на себя и работать на гражданина», а также недостатки организации службы на местах и технические причины, в частности невозможность доступа к базам данных.

Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований, сделал свои замечания. По его словам, одно из наиболее распространенных нарушений службы «Одно окно» касается временного режима приема граждан по вопросам осуществления административных процедур. Установлены четкие временные рамки приема. Бывает и так, что работники службы «Одно окно» не в состоянии информировать заявителей по интересующим их вопросам. В результате граждане вынуждены обращаться к архитекторам, в ЖРЭО, иные структуры, которые могут размещаться вне здания местного органа и консультировать граждан лишь ограниченное время в течение недели.

Самостоятельный сбор гражданами документов — еще одно проблемное направление. Неоднократно на всех уровнях говорилось, что люди не должны без необходимости собирать справки и что–то согласовывать — информацию должны запрашивать госорганы самостоятельно. Но такие огрехи выявляются почти в ходе каждого мониторинга. «Мы никого не заставляем, люди сами хотят собирать документы, им так привычнее и быстрее», — звучит в оправдание.

Но самый, пожалуй, распространенный недостаток — отсутствие электронного взаимодействия с государственными органами и организациями. Это приводит к тому, что от людей требуют документы на бумажных носителях. На семинаре, в частности, был приведен такой факт: в ходе одного из мониторингов выяснилось, что сотрудники отдела жилищно–коммунального хозяйства райисполкома запрашивали и получали ответы из расчетно–справочного центра, расположенного в том же самом помещении.

Развитие электронных сервисов и информатизация — будущее административной процедуры «Одно окно». К такому выводу пришли участники республиканского семинара. Благодаря этому можно не только свести к минимуму контакт гражданина с различными службами, обеспечив быстрое решение вопросов. Дистанционная форма взаимодействия сводит к нулю и антикоррупционные риски.

kozlovskaja@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter