На российские экраны вышел фильм Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие». Режиссер принципиально отказывается называть свой фильм ремейком

Свет тихих зорь

Новая экранизация – работа из тех, которой не могло не достаться до выхода на экран. Зачем нужен этот ремейк, твердили многие хором, когда есть классический фильм фронтовика Станислава Ростоцкого (1972), с пронзительностью запечатлевший подвиг пяти необстрелянных девчонок под командованием старшины Васкова. Шестеро против 16 вооруженных до зубов вражеских диверсантов – хронология этого боя «местного значения» с таким сердцем описана в повести Бориса Васильева, что трудно сказать, можно ли не иметь успеха, снимая по ней киноверсию. Рената Давлетьярова с его командой можно поздравить с громким успехом. 



Фильм смотрится с комком в горле, зрители выходят из зала со слезами на глазах. И скептикам следует признать, что у визуального искусства в меняющемся мире свои законы, и спустя четыре десятилетия любое литературное произведение будет прочитано по-другому и наполнится нервом иного времени. Во всяком случае, когда открывается панорама новых «Тихих зорь» и новые актрисы весело перекликаются, обустраиваясь в расположении части, знакомятся, вспоминают предвоенную жизнь, моются в бане, слушают Женькину песню, зрителей охватывает острое чувство правды о войне. И они чувствуют, что правда эта передается уже на генном уровне, она не погасла в новых поколениях – уже внуках и правнуках защитников Отечества. Вот в чем бьющая сила новой картины. 

Девушек, конечно, сравнивают со звездами фильма Ростоцкого, чего делать не следует, настолько они искренни – и Женька Комелькова (Евгения Малахова), и Рита Осянина (Анастасия Микульчина), и Лиза Бричкина (Софья Лебедева), и Галя Четвертак (Кристина Асмус), и Соня Гурвич (Агния Кузнецова). С первых кадров фильм берет за живое, и в современной манере, с большим количеством спецэффектов, ведет вас по знакомым тропам и болотам карельского леса, и вы словно впервые видите этот бой, следите за ним, вжимаясь в кресло, и вновь умираете с каждой девчонкой в этом первом для них боевом крещении. Очень точен в исполнении своей роли Петр Федоров (старшина Васков), и в картине присутствует своего рода бьющий стоп-кадр – повторение из старого фильма. Когда старшина Васков обнимает оставшихся в живых Риту и Женьку, называя их «сестренками». В нем читается связь времен, и каждый отдаст себе отчет – ничто не забыто и не порушено, имена погибших попрежнему святы, и идеалы их не преданы. Несмотря на пену дней, на кажущуюся перевернутой жизнь, на вроде бы внедрившиеся в сознание молодых людей ложные идеалы. Думаю, ветераны примут новую экранизацию и поздравят создателей.

Вера ДЕМИДОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter