Свет “одного окна”

Сегодня получение справок и иных документов стало более простым делом Сегодня все знают, что с 1 января в нашей стране различные учреждения и организации работают по заявительному принципу “одно окно”. Человек, конечно, может и сам собирать нужные ему справки и документы, но, обратившись к специалистам в “одно окно”, он избавляет себя от лишних хлопот.

Непросто шло внедрение такой системы, ведь потребовалось согласовать действия различных структур и обеспечить необходимое техническое сопровождение проекта. Плюс к тому многие посетители различных учреждений не совсем правильно понимали суть нововведений. Приходил, например, человек в БРТИ узаконить перепланировку своей квартиры и считал, что за него сотрудники должны побегать по инстанциям и собрать необходимые разрешения. Но со временем все уяснили (об этом свидетельствует и редакционная почта), что получать “добро” специалистов на свои действия нужно самому, а за “конторой” остается последний аккорд — собрать все готовое воедино и выдать необходимый итоговый документ.
Минск лидирует
О развитии этой службы свидетельствуют цифры: если за 2006 год в “одно окно” обратилось 80 200 минчан, то в 2007-м — более 121 тысячи.
“Во всех администрациях районов города, Мингорисполкоме установлены компьютерные программы, куда заносятся и регистрируются заявления граждан, по которым необходимо осуществление административных процедур, — отмечает заместитель начальника управления делами Мингорисполкома Александр Ефимов. — Внедрены новые информационные технологии  взаимодействия служб “одно окно” с государственными организациями и учреждениями, городскими службами”.
 Об интенсивности процесса говорят хотя бы эти факты: службой “одно окно” в 2007 году направлено 88 473 запроса в КУП “Центр информатизации и автоматизации расчетов” и 155 040 в Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру. Кстати, работа с данным агентством вышла на новый уровень — запрашиваемая информация предоставляется с использованием электронной подписи. Это позволяет вести “электронный документооборот” в масштабе реального времени и гарантирует защищенность документов. Проще говоря, посетителей в коридорах нет, а работа по их запросам идет.
Сегодня в любом учреждении посетители могут ознакомиться с порядком осуществления административных процедур (через информационные стенды и киоски). Организации имеют собственные сайты, где также размещены материалы о действии принципа “одно окно”.
Взять хотя бы такой аспект, как постановка в исполкоме на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сегодня администрации районов столицы имеют возможность заказать справки из городского агентства по госрегистрации и земельному кадастру, сделать ксерокопии личных документов заявителя. То есть гражданам нет необходимости обращаться во все задействованные в данном вопросе организации, стоять в очередях и сомневаться, все ли документы собраны. И по такому принципу работают не только в Минске и не только в исполкомах.
Расчетно-справочные центры — в каждом городе
Жилищные вопросы по-прежнему наиболее интересуют население. Примерно 70 процентов обращений минчан в службу “одно окно” в 2007 году касались именно этого направления. Такова картина и по республике. Так, за минувший год по обращениям граждан в организациях системы ЖКХ выдано 2,1 миллиона справок и других документов, а также 186,5 тысячи — по заявкам госорганов и организаций.
Как отмечает начальник управления юридической работы и кадров Минжилкомхоза Наталья Качан, министерство планирует завершить создание расчетно-справочных центров к 1 января 2010 года. По ее мнению, это является перспективным направлением улучшения качества работы с гражданами и внедрения заявительного принципа “одно окно”. Кстати, работа по созданию РСЦ в Минске уже практически завершена.
Организации ЖКХ участвуют в предоставлении информационных услуг по заявительному принципу “одно окно” при выдаче льготных кредитов населению на строительство, реконструкцию и приобретение жилых помещений, ими организовано взаимодействие с нотариальными конторами, территориальными организациями по регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, службами социальной защиты населения, местными исполнительными и распорядительными органами.
Работа с обращениями граждан в организациях жилищно-коммунального хозяйства находится на постоянном контроле министерства. Ежемесячно для того, чтобы исключить формальный подход к решению вопросов, поставленных гражданами, проводится анализ обращений и записей, внесенных в Книгу замечаний и предложений.
“Дальнейшее совершенствование работы, в том числе реализация заявительного принципа “одно окно” в системе жилищно-коммунального хозяйства, направлено на уменьшение жалоб и нареканий граждан на качество и культуру обслуживания”, — добавила Наталья Качан.
Нужны единые правила
Безусловно, в век электроники работа с гражданами должна упрощаться, однако происходит это недостаточно быстро. Для того чтобы можно было беспрепятственно осуществлять запросы в электронном виде, не хватает единого информационного пространства, в котором пользователи работали бы по единым правилам. Нужно также исключить ведомственную закрытость (имеется в виду, что организации республиканского подчинения на сегодняшний момент взаимодействует с нижестоящими по “инициативному принципу”). Создание единого информационного пространства и регламентация управленческих процессов позволит сделать свободным доступ к ведомственным регистрам, реестрам, кадастрам, базам и банкам данных.
Для решения этой задачи, по мнению специалистов, необходимо принять нормативные правовые акты по формированию и статусу государственных информационных ресурсов и разработать правовую базу электронного документооборота.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter