Свет над золотом нити

Он   требует    от   художника   не   только   труда   и   терпения,   но   и   благоговейного   отношения   к   создаваемому   образу

Он   требует    от   художника   не   только   труда   и   терпения,   но   и   благоговейного   отношения   к   создаваемому   образу

В галерее «Мир глазами православного художника» минского прихода иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» открылась необычная выставка работ мастериц лицевого шитья иконописной школы при Московской духовной академии, созданная на основе великолепной коллекции древних произведений.

Вышитый Постовой покров «Голгофский крест» на мощи преподобного Сергия Радонежского, облачение на престол «Спас с предстоящими», покровец «Божия Матерь «Знамение», пелены «Спас Нерукотворный» и «Святитель Тихон с житием»…

А еще очень красивые закладки для Евангелия, поручи, митры…

В Минск выставку привезли преподаватель мастерской лицевого шитья иконописной школы при Московской духовной академии Марина Бирюкова и учащиеся 3-го курса этого учебного заведения Ксения Зотова и Екатерина Павлова. 

В старину церковное лицевое шитье было одним из проявлений благочестия,  усидчивости, молитвенной сосредоточенности и имело огромное значение в духовной жизни. Обычно им занимались в монастырях. Но из истории известно, что многие княгини, царицы и купчихи тоже брались за такое рукоделие в связи с важными насущными проблемами и просили о спасении души, даровании здравия, чадородия…

Так появлялись красивейшие покровы на раки святых, облачения на престол, пелены под иконы.

В тревожное время, полное смут и жестоких интриг, этот древнейший вид художественного творчества постепенно замирает и исчезает надолго. Женщины начинают активнее интересоваться политикой, увлекаются более простым орнаментальным шитьем. Имела значение и дороговизна золотой нити. Не случайно на смену ей впоследствии приходят нити золотные  – медная и серебряная с позолотой, а позднее — нити из искусственных материалов. Отсюда и название шитья — не золотое, а золотное.

— Декоративно-орнаментальное шитье золотой или серебряной нитью – это несколько другой вид творчества, — поясняет преподаватель иконописной школы при Московской духовной академии Марина Бирюкова. – О лицевом же шитье, появившемся на Руси с православным богослужением, принято говорить как об  изобразительном искусстве. У него существуют определенные каноны и технические приемы. Это хорошо видно из дошедших до наших дней произведений XV века, хранящихся в фондах ризницы Троице-Сергиевой лавры.

— По этим образцам наши ученицы изучают древнюю технику лицевого шитья, перенимают творческий опыт мастериц-предшественниц, – продолжает Ксения Зотова. — Ведь шитье с изображением святых ликов требует не только дорогостоящих материалов, но и вклада художников-знаменщиков, словописцев, травщиков. Во время учебы мы изучаем иконографию, основы реставрации, выезжаем в музеи Суздаля, Великого Новгорода, Кирилло-Белозерска, Валдая. С Божьей помощью уже реставрировали сакос, в котором был поставлен на престол патриарх Тихон. Кстати, пелену «Святитель Тихон с житием» 11 наших учениц шили пять лет. Так что можете себе представить, насколько непростое это занятие…

Впрочем, каждая работа, представленная на выставке, уникальна. За ней столько труда, терпения, благоговейного отношения к создаваемому образу. И небесного света над золотом нити…

На снимке: преподаватель иконописной школы при Московской духовной академии Марина Бирюкова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter