Свет на кончиках пальцев
20.04.2012
Уроки жизни
В школе–интернате сегодня более сотни учеников из Могилевской, Витебской, Гомельской областей. С первого взгляда все здесь, как в любой современной школе. Такие же уютные, утопающие в зелени классы, светлые коридоры и холлы, украшенные детскими поделками и картинами. И все же отличия есть. По периметру коридоров — поручни. В здании и на пришкольной территории — специальные тактильные дорожки. Точечные таблички для незрячих, сделанные учителями, дублируют и названия кабинетов. В классах, помимо обычных парт и скамеек, есть специальные компьютеры, приборы для рисования и письма, лупы. Здешние наставники делают все, чтобы научить детей не только читать и писать, но и свободно ориентироваться в пространстве, чувствовать себя наравне с другими. А это — непросто. Педагог–дефектолог Гульнара Миронова объясняет:
Чтобы в школе–интернате детям было уютно и тепло, сделано немало. За 58 лет существования она изменилась значительно. К старому зданию пристроено еще несколько. Теперь у учеников свой спальный корпус, спортзал, баня. Историю родной школы, города, края дети изучают не только по книгам. Для них педагоги смастерили макеты: школьный двор, ратуша, музей, деревня, предметы быта, которыми пользовались предки. Рядом — гостиная времен императрицы Екатерины II, сделанная из жестяных крышек. И, конечно, — уникальные самодельные книги, которые шкловские педагоги выпускают с декабря прошлого года. Таких нет больше нигде.
Душевная литература
Незрячие люди осваивают чтение по точечной системе Брайля. В типографиях издают специальную литературу, азбуку для незрячих школьников. В Шкловской школе–интернате такие пособия есть. Для чего же понадобилось выпускать свои? Директор школы–интерната Владимир Клюйко уверяет, что в том есть необходимость:
— Во времена СССР литературу нам поставляла Москва. Поначалу она была бумажная и век ее, понятное дело, был недолог. У наших детей ведь глаза на кончиках пальцев, книги буквально зачитывали до дыр. Лет 15 назад книги для незрячих стали издавать и в нашей стране. Пластиковые — прекрасное учебное пособие для чтения. Но картинки и надписи в пластиковых книгах — одинаковые на ощупь. Вот и говорят дети, что книги эти холодные и скучные.
Чтобы занятия стали более интересными, педагоги решили издавать литературу сами. Первую серию назвали «Нескучные книжки». Четвероклассник Владик Коваленок из Витебска вслух читает страницу за страницей. Пальцы мальчика шелестят по картинкам:
— Это яблоко. Оно гладкое на ощупь. Это — бабочка. У нее хрупкие нежные крылья...
Учитель начальных классов Галина Грушецкая признается: она и ее коллеги дома все шкафы и тумбочки перетряхнули в поисках нужного для книг материала:
— Подобрать его непросто. К примеру, мех у медведя должен быть коричневым, густым и коротким. Возьмешь длинный — очертания зверя потеряются, расплывутся, и ребенку будет трудно распознать, кто перед ним. И иголки ежика должны «читаться», но при этом не ранить детские ладошки. В основном используем мех, кожу, декоративную траву, соломку.
Некоторые книги, сделанные педагогической группой школы–интерната «Яркий мир», дети могут не только читать. К примеру, изменяя улыбку на лице человечка — она на липучках, — рассказывают об эмоциях: «Он грустит, смеется». А еще педагоги издали несколько аромакниг. Одна — с запахом кофе, другая — хвои.
Идеями и опытом шкловских наставников заинтересовались в Министерстве образования. Возможно, вскоре их уникальные книги для незрячих детей будут растиражированы.
Фото автора.