Свет на кончиках пальцев

После уроков педагоги из Шкловской школы–интерната для слепых и слабовидящих детей...

После уроков педагоги из Шкловской школы–интерната для слепых и слабовидящих детей засиживаются за книгами. Необычными. Они мастерят их сами. Из подручных материалов. На изготовление каждой уходит около месяца. Процесс трудоемкий. Надо сделать так, чтобы воспитанникам, которые познают мир на ощупь, учиться было интересно. Книги для незрячих издают и в типографиях. Но эти пластиковые учебники дети называют холодными и скучными. А изготовленные руками своих наставников — теплыми и живыми.


Уроки жизни


В школе–интернате сегодня более сотни учеников из Могилевской, Витебской, Гомельской областей. С первого взгляда все здесь, как в любой современной школе. Такие же уютные, утопающие в зелени классы, светлые коридоры и холлы, украшенные детскими поделками и картинами. И все же отличия есть. По периметру коридоров — поручни. В здании и на пришкольной территории — специальные тактильные дорожки. Точечные таблички для незрячих, сделанные учителями, дублируют и названия кабинетов. В классах, помимо обычных парт и скамеек, есть специальные компьютеры, приборы для рисования и письма, лупы. Здешние наставники делают все, чтобы научить детей не только читать и писать, но и свободно ориентироваться в пространстве, чувствовать себя наравне с другими. А это — непросто. Педагог–дефектолог Гульнара Миронова объясняет:


— В больших городах в детских садах есть группы для незрячих, а к нам эти дети приходят неподготовленными. Приходится учить элементарному. И не только шестилеток. Поступают и ребята, потерявшие зрение в 10, 12 лет из–за травм. Им тоже надо познавать мир заново.


Чтобы в школе–интернате детям было уютно и тепло, сделано немало. За 58 лет существования она изменилась значительно. К старому зданию пристроено еще несколько. Теперь у учеников свой спальный корпус, спортзал, баня. Историю родной школы, города, края дети изучают не только по книгам. Для них педагоги смастерили макеты: школьный двор, ратуша, музей, деревня, предметы быта, которыми пользовались предки. Рядом — гостиная времен императрицы Екатерины II, сделанная из жестяных крышек. И, конечно, — уникальные самодельные книги, которые шкловские педагоги выпускают с декабря прошлого года. Таких нет больше нигде.


Душевная литература


Незрячие люди осваивают чтение по точечной системе Брайля. В типографиях издают специальную литературу, азбуку для незрячих школьников. В Шкловской школе–интернате такие пособия есть. Для чего же понадобилось выпускать свои? Директор школы–интерната Владимир Клюйко уверяет, что в том есть необходимость:


— Во времена СССР литературу нам поставляла Москва. Поначалу она была бумажная и век ее, понятное дело, был недолог. У наших детей ведь глаза на кончиках пальцев, книги буквально зачитывали до дыр. Лет 15 назад книги для незрячих стали издавать и в нашей стране. Пластиковые — прекрасное учебное пособие для чтения. Но картинки и надписи в пластиковых книгах — одинаковые на ощупь. Вот и говорят дети, что книги эти холодные и скучные.


Чтобы занятия стали более интересными, педагоги решили издавать литературу сами. Первую серию назвали «Нескучные книжки». Четвероклассник Владик Коваленок из Витебска вслух читает страницу за страницей. Пальцы мальчика шелестят по картинкам:


— Это яблоко. Оно гладкое на ощупь. Это — бабочка. У нее хрупкие нежные крылья...


Учитель начальных классов Галина Грушецкая признается: она и ее коллеги дома все шкафы и тумбочки перетряхнули в поисках нужного для книг материала:


— Подобрать его непросто. К примеру, мех у медведя должен быть коричневым, густым и коротким. Возьмешь длинный — очертания зверя потеряются, расплывутся, и ребенку будет трудно распознать, кто перед ним. И иголки ежика должны «читаться», но при этом не ранить детские ладошки. В основном используем мех, кожу, декоративную траву, соломку.


Некоторые книги, сделанные педагогической группой школы–интерната «Яркий мир», дети могут не только читать. К примеру, изменяя улыбку на лице человечка — она на липучках, — рассказывают об эмоциях: «Он грустит, смеется». А еще педагоги издали несколько аромакниг. Одна — с запахом кофе, другая — хвои.


Идеями и опытом шкловских наставников заинтересовались в Министерстве образования. Возможно, вскоре их уникальные книги для незрячих детей будут растиражированы.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter