Свет Кутеинской Лавры

18 сентября в Беларуси состоится празднование 390-летия основания Свято-Богоявленского Кутеинского монастыря — одной из святынь христианского мира.

18 сентября в Беларуси состоится празднование 390-летия основания Свято-Богоявленского Кутеинского монастыря — одной из святынь христианского мира.

История белорусского народа неразрывно связана со становлением православия в Беларуси, а одной из ярких и славных ее страниц стала деятельность Свято-Богоявленского Кутеинского монастыря, или Кутеинской Лавры, в городе Орша.

В записках русского купца, посетившего Оршу в XVI веке, упоминается город “на посаде семь церквей”. В XIX веке Оршу называли “белорусским Суздалем”. Отсюда, от Кутеинской Лавры, пошло начало общежитейского монашества по всей Белой Руси. Монастырь стал средоточием культурной жизни, при нем трудились искусные мастера: резчики по дереву, граверы, специалисты изразцового дела, чеканщики, иконописцы, книгопечатники. Именно здесь появился первый белорусский букварь Спиридона Соболя. Кутеинские иноки несли в белорусские земли просвещение, сохранение культурных и духовных традиций восточнославянского церковно-прикладного искусства.

Богоявленская соборная церковь Кутеинского монастыря, первый его храм был построен в 1623—1636 годах и представляла собой величественный деревянный крестово-купольный храм. Его стены были полностью расписаны клеевыми красками, внутри алтаря Богоявления Господня на стене за престолом находилось изображение Тайной вечери. К сожалению, в 1891 году во время сильной грозы церковь была сожжена ударом молнии, спасена была только монастырская ризница.

Исторические материалы  века свидетельствуют об уникальности этого сооружения. Храм был в два этажа: в нижнем находились усыпальницы со склепами, закрытые ныне, в двух же открытых, по преданию, была пещерная церковь. Современное археологическое исследование, проведенное в монастыре, подтверждает наличие подземных помещений, высота которых составляет 2,8 метра. Многие местные краеведы указывают на наличие в подземных ходах Кутеинского монастыря многочисленных ниш, в которых находили саркофаги, украшенные искусной резьбой. Подобные пещерные церкви имеются в Киевско-Печерской лавре. То есть собранный исследовательский материал указывает на уникальность этого древнего белорусского храма.

Построенная позже Свято-Троицкая церковь, ныне действующая, является теплым храмом монастыря. Начало ее строительства — первая половина XVII века. Первоначально она была двухэтажной с нижним престолом во имя Рождества Христова, а верхним во имя святого апостола Андрея Первозванного. Однако в 1868 году церковь была перестроена, верхний этаж разобран, переделана кровля, главки изменены. Храм стал более приземистым, со стороны притвора была устроена небольшая паперть. В 1869 году церковь была освящена в честь Пресвятой Троицы. Уникальным было украшение предалтарных плафонов с изображением Божией Матери на престоле, держащей Предвечного Младенца и окруженной ангелами. Храм продолжал существовать до 20-х годов ХХ века, но потерял первозданный архитектурный облик религиозного здания после закрытия монастыря.

Церковь стала вновь действующей с именем Пресвятой Троицы в середине 90-х годов прошлого века после реставрации храма, ставшего, как отмечают специалисты,  “непрофессиональным обращением с историческим наследием”. И для восстановления справедливости необходима новая реконструкция храма в православной традиции, на основании имеющихся исторических и научно-исследовательских данных.

Все исторические свидетельства, научные исследования подчеркивают уникальность Кутеинской Лавры. А храмы Богоявленского Кутеинского монастыря представляют собой не только архитектурные, но и исторические памятники православия на белорусской земле.

Становление обители Кутеинского монастыря проходило в тяжелое для православия время, когда Орша находилась под властью польского короля, а  правящая каста римско-католического вероисповедания враждебно относилась в то время к православным. Находясь на приграничной полосе, оршанские земли часто попадали в колесо боевых действий русских и польских войск. Большие испытания выпали православным с началом в 1654 году русско-польской войны.

В том же 1654 году заместитель игумена Деанисий получил от царя Алексея Михайловича охранную грамоту, запрещающую русским войскам разорять монастырские деревни. А святитель, патриарх Руси Никон после перехода Орши под московское ведомство стал просить царя Алексея Михайловича, чтобы он повелел перевести из Кутеинской обители боголюбивого игумена с братией в Иверский монастырь на Валдай. В этом святитель “привидел, какую крепость и утверждение может получить от такого столпа благочестия и терпения новосозданная им обитель”. Другой причиной перевода послужило опасение, что в случае нового завладения Оршей польскими и литовскими войсками на Кутеинский монастырь будет воздвигнуто сильное гонение.

Смиренно повинуясь воле святителя и Промыслу Божьему, игумен Иоиль сразу же отправился в указанное место. Вместе с ним отправились в Иверский монастырь и члены кутеинской братии: искусные строители, книгопечатники, резчики по дереву, граверы, иконописцы, литейщики, кузнецы, переводчики, летописцы, переплетчики, мастера изразцового дела. Большой спис серебряных и золотых церковных ценностей привезли на Валдай кутеинские братья, захватив с собой ценнейшие экземпляры печатной продукции, выпуск которой был налажен еще славным Спиридоном Соболем в “Кутеинской друкарне”. Но особой ценностью являлось типографское оборудование, привезенное оршанскими печатниками. С приездом кутеинских монахов начинают усиленно развиваться книгопечатанье и переплетное мастерство на Руси. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография — Государев печатный двор.

Попала в Иверский монастырь и кутеинская библиотека, в фондах которой находились редкие издания, коих не было даже при патриаршем дворе. С появлением в Иверском монастыре искусных мастеров резьбы по дереву, мастеров изразцовых дел в России было начато производство цветных изразцов, образцы некоторых сохранились до наших дней на одном из окон настоятельного корпуса...

Нынешнее празднование 390-летие основания Богоявленского Кутеинского монастыря приходится на год 1025-летия празднования Крещения Руси, отмеченного столь широко и в России, и в Беларуси. Это две великие даты нашего святого православия. И это дает надежду на свершение исторической справедливости — обновление и развитие таких святынь, как Кутеинская Лавра. Первый напечатанный здесь букварь, уникальная подземная церковь, исторические и культурные изыскания дают право создания на территории Богоявленского Кутеинского монастыря исторического и духовно-просветительского центра. Тем более что город Орша, неоднократно “прокатанный” мировыми войнами (его ратные заслуги отмечены орденом Отечественной войны), к сожалению, мало сохранил исторических мест.

Хотелось бы, чтобы и духовный подвиг основателей и просветителей Кутеинской Лавры был отмечен новым ее обновлением, чтобы это место стало привлекательным не только для паломничества, но и культурного туризма для жителей всего Союзного государства. При участии ученых обоих государств, министерств культуры необходимо разработать конкретную программу возрождения Кутеинской Лавры, включив ее в инвестиционную программу года. Сегодня было бы  исторически справедливо со стороны руководства Российской Федерации и высокого Патриаршего престола Русской православной церкви также принять участие в реконструкции и реставрации, в строительстве храмов и корпусов Кутеинской Лавры.

Уже сегодня необходимо создать серьезный попечительский совет и отдельный фонд “Возрождение Кутеинской Лавры”. Не только в самой Орше, но и на знаменитой трассе Брест — Москва создать рекламную экспозицию, посвященную Кутеинской Лавре, отобразить эту тему в разнообразных буклетах, открытках и путеводителях. Широкое освещение этой значимой для обоих наших государств темы необходимо организовать также в печати, на телевидении, радио Беларуси и России.

Следует еще раз подчеркнуть важность Кутеинской Лавры для христианского мира как особой святыни. Ведь, как уже указывалось, в скрытых нишах, соседствующих с подземной пещерной церковью, находятся усыпальницы иноков, совершивших свой земной подвижнический подвиг во славу православия, и поэтому земля Кутеинской Лавры является для нас поистине святой.

Людмила ДОБРЫНИНА, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Константин НИЛОВ, член правления Союза писателей Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter