Свет древней обители

Когда оказываешься в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре, душой ощущаешь, что место это особенное. Время словно теряется, едва закрываются за спиной тяжелые монастырские двери. Постепенно все суетное уходит. Остаешься один на один со своей совестью — внутренним миром, который, как понимаешь в такие минуты, является частицей чего-то всеобъемлющего. Подобные чувства возникают не только у людей верующих. Даже тот, кто едет в обитель из любопытства, побыв там несколько часов, зачастую выходит преображенным. Насельники монастыря говорят, что случайно сюда дорога не приводит.

Утоли наши печали
Более пяти веков в Жировичской обители, расположенной в 12 километрах от Слонима, люди ищут спасения от духовных недугов, стекаются сюда паломники из разных городов и стран в надежде найти ответ на самые сокровенные вопросы, приходят с поклоном к Богородице за дарованную милость. Так было с момента явления в местечке Жировичи в 1470 году чудотворной иконы Божией Матери.
...Произошло это при чудесных обстоятельствах. В лесу, принадлежавшем православному вельможе Александру Солтану, пастухи увидели необыкновенно яркий свет. Он проникал сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем. Когда подошли ближе, увидели, что сияние исходит от маленькой, величиной с детскую ладонь, иконы Божией Матери. Пастухи взяли икону и с благоговением отнесли ее своему боярину. Солтан, не придав особого значения рассказу очевидцев, положил икону в ларец. А назавтра она исчезла. Через несколько дней те же пастухи снова обнаружили чудотворный образ на ветвях груши.
Боярин дал обет соорудить на месте явления иконы церковь в честь Пресвятой Богородицы. И вскоре Жировичи стали центром паломничества. Чудотворный образ звал людей из разных краев. По вере своей они получали исцеление от тяжких недугов и обретали помощь в сложных жизненных ситуациях.
В 1493 году здесь образовался монастырь. А в 1520 году случился пожар, при котором храм, где находилась икона, сгорел дотла. Все попытки спасти чудотворный образ были тщетными. И тогда икона, как гласит предание, вновь явилась людям. Крестьянские дети, возвращаясь из монастырской школы, увидели неподалеку от сгоревшего храма деву необыкновенной красоты, которая сидела на камне в лучезарном сиянии. Дети поспешили рассказать об этом явлении родителям. Когда все вместе приблизились к камню, увидели на нем горящую свечу и чудотворную икону.
Она и поныне в монастыре. Икона нерукотворная — свидетельствуют ученые мужи современности.
...Ведомая не только журналистским интересом, открываю дверь древней обители. Войти сюда может каждый. Да вот только по опыту своему знаю: иногда люди, живущие в нескольких километрах, собираются сюда годами — словно не пускает что-то, в то время как других вера приводит на эту святую землю через тысячи километров.
Вошла и растерялась: думала, в дни поста монастырь полон людей, а двор обители совсем безлюден.
Это потом, к своему удивлению, узнала, что в обители вместе с насельниками, трудниками, паломниками ежедневно пребывает около семи сотен человек. Просто жизнь монастырская не праздная: каждый здесь занят своим делом, потому и создается впечатление, что ты в тихом приюте.
А чтобы принял тебя монастырь по-настоящему, нужно идти на службу. Утреннее и вечернее богослужения совершаются здесь ежедневно. Молитва у чудотворного образа Богородицы вершится денно и нощно: насельники монастыря сменяют друг друга через каждые два-три часа.
Если бы храмы могли говорить
Моим проводником по монастырю был семинарист Александр. Он помог мне по-новому открыть обитель.
Заходим в главный храм монастыря — Успенский собор. Служба закончена. Необыкновенно тихо. Это особенная тишина, она настолько контрастна городскому шуму, что ощущаешь стук собственного сердца. В центре иконостаса, где в лампадах горит неугасаемый огонь Благодатной субботы, находится чудотворная икона Жировичской Божией Матери, к которой люди с верой и надеждой прикладываются уже пять столетий. Сам образ совсем маленький — с детскую ладонь, обугленный во время пожара. Говорят, что люди, отмеченные особым даром, видят его в цвете.
— Исцеляет сама Царица небесная через икону, — говорит Александр.
В Никольском храме, примыкающем к Успенскому собору, хранится рукотворная копия чудотворной иконы. Этот образ по необходимости переносится, в то время как сам оригинал не покидает монастырь.
Во время молитвы верующие обычно стоят, склонив головы. А какое великолепие простирается над ними в легкой дымке ладана! Собор был расписан в 1959 году местным художником-самоучкой Владимиром Ковальчуком. Это было время гонений на религию, и мастер, подвергаясь риску, проникал в храм ночью и творил там тайно, при свечах. Каким же внутренним светом нужно быть охваченным, чтобы рука почти вслепую выводила образы, которые не одно поколение людей побудят склонить головы в покаянии и задуматься о смысле своего бытия...
Собор поражает своим величием. В его архитектуре соединились черты барокко, рококо и классицизма. Но самая большая ценность — это веками намоленные иконы, многие из которых мироточивые.
Считается, что собор построен на месте явления Богородицы, а под спудом храма находится святой источник. Воду из него ежегодно берут верующие 20 мая, в день празднования Явления Пресвятой Богородицы.
Тот, кто приезжает в Жировичи, обязательно стремится попасть еще к одному святому источнику, который находится в лесу неподалеку от монастыря. Даже в крещенский мороз верующие окунаются в целебную воду. В богоборческие времена источник пытались засыпать, но ключ бьет и поныне...
В Явленской церкви хранится и сам камень, на котором, по преданию, явилась Богородица. Камень одновременно является престолом. Есть версия, что именно вокруг него строился храм. Раньше каждый человек мог прикоснуться к камню. Но люди едва не растащили святыню по крупицам. Потому и сберегли ее в храме.
Уникален и Крестовоздвиженский храм, построенный в 1769 году. Он расположен на самой высокой точке монастыря. Церковь символизирует гору страданий Спасителя — Голгофу. Сразу от дверей храма начинается лестница из 28 ступеней — аналог той, по которой Иисус Христос поднимался на суд к римскому прокуратору Понтию Пилату. Внутри каждой из ступенек раньше хранились ковчежцы с мощами святых великомучеников. Входящий в храм должен был на коленях подниматься по лестнице, чтобы хоть отчасти ощутить жертву Спасителя. Во второй половине XIX века ковчежцы с мощами святых были помещены в Животворящий Крест и перенесены в главный храм монастыря — Свято-Успенский собор.
— Люди едут к этой святыне за сотни, а то и за тысячи километров, — объясняет мой гид.
Если бы могли монастырские храмы говорить, какую бы поучительную историю они поведали людям! За пять веков христианский монастырь изведал много войн и гонений, но выстоял. Очевидцы рассказывают, что во время Второй мировой войны чудодейственным образом снаряды миновали монастырь. Уже после войны сюда приезжал летчик, который рассказывал, что получил задание уничтожить обитель. Каково же было его удивление, когда над куполами не сработал рычаг бомбометания. Ни один снаряд советских артиллеристов, которые стреляли по храмам, полагая, что там находятся фашисты, не достиг своей цели...
Обновление монастыря
Долгое время обитель ждала обновления. Если храмы поддерживались за счет собственных средств, то корпуса расположенных на ее
территории Минской духовной семинарии и академии выглядели более чем скромно. На протяжении многих лет семинаристы делили здание с учащимися сельскохозяйственного колледжа. Требовали серьезного ремонта и корпуса, где живут монахи.
20 мая 1996 года, в праздник Жировичской иконы Божией Матери, монастырь впервые посетил Президент Беларуси Александр Лукашенко. “Государство в долгу у святых людей, которые через все трудности жизни сохранили для народа эту святыню, — сказал он тогда, — поэтому государство поможет монастырю”.
Была принята программа “Возрождение Жировичского Свято-Успенского монастырского комплекса, Минской духовной семинарии и академии на 2001—2005 годы и на период до 2010 года”. Реконструкция началась с корпуса духовных школ, памятника архитектуры XIX века. Исполнителем выступил облисполком, а выполнение генерального плана реконструкции взяло на контроль правительство. К десятилетнему юбилею Минской духовной академии, который отмечался недавно, строители подготовили настоящий подарок — обновленный корпус. Поддержка монастыря со стороны государства и местных властей позволила приблизить воплощение сокровенного желания верующих — чтобы Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь со временем стал лаврой.
— Стремление к тому, чтобы на белорусской земле была лавра, есть и у насельников, и у многочисленных паломников. Поддерживают его и светские власти, — сказал корреспонденту “НГ” наместник монастыря, епископ Новогрудский и Лидский Гурий. — Оно имеет под собой основание, поскольку Жировичский Свято-Успенский монастырь является одним из духовных центров православия.
Владыка заметил, что сейчас в Беларуси 27 монастырей. Именно Жировичская обитель, выстоявшая в богоборческие времена, подобно животворящему источнику помогла их возрождению.
Молитвенники за весь мир
Монахов называют иноками. Они “иные”, живут жизнью, отличной от мирской. Мы входим в монастырский дворик, где расположены их кельи. В момент принятия монашества, повествует мой юный гид, человек заново рождается, получает новое имя. Он дает три обета Богу: целомудрия, послушания, нестяжания (т.е. отсутствия пристрастия к обладанию вещами). Существует три степени посвящения в монахи. Достигшие последней называются мантийными монахами.
Не редкость, когда выпускники духовной семинарии уходят в монашество. Но такое решение не приходит спонтанно, человек должен быть готовым духовно к монашескому постригу, долгое время приходится быть послушником. И очень редки случаи, когда совершается крутой поворот в обратную сторону.
— Бегущих от жизни в монастырь не принимают, — поясняет мой провожатый.
Невольно задумаешься и вспомнишь фразу, превратно истолкованную в миру: “Жизнь невыносима, ну хоть в монастырь иди!”
В 60—70-е годы, когда религия подвергалась гонению, на волоске держался последний из православных монастырей в Беларуси — Жировичский. Именно в это время, как свидетельствуют летописцы обители, она была укреплена целой плеядой старцев — монахов, которым дано особое видение мира. Ныне здесь покоится старец иеромонах Иероним. Последние годы своей жизни после долгого служения на Афоне и в России он провел в Жировичской обители, выполняя разные послушания. Для многих был духовником. При жизни помогал людям добрыми советами, прозорливыми предсказаниями, исцелял от тяжелых недугов. Говорят, что чудотворения продолжаются на его могиле, поскольку считается, что молитвенная помощь старцев не ослабевает и после их кончины.
Именно монашеская молитва является той высшей ступенькой, на которую не дано подняться обычному мирскому человеку. Монаха не зря называют “молитвенником за весь мир”.
Недавно на братском кладбище был похоронен жировичский старец архимандрит Митрофан. Молва о батюшке шла далеко за пределами обители. За время своего многолетнего пребывания здесь он только один раз выезжал за пределы монастыря — на похороны матери. Монастырь стал его домом, его миром, потому так почитаем батюшка и после смерти.
Сейчас, во время поста, жизнь в монастыре особенно строгая. Первую его ступеньку — отказ от скоромной пищи — монахи преодолевают без особых усилий. Куда важнее — пост духовный.
Все здесь, в том числе приготовление пищи, совершается с молитвой. Примечательно, что даже огонь для растопки печи, где готовится еда для монахов, берется каждое утро от лампады, горящей в храме.
Видно, неспроста в последние годы число паломников в монастырь растет. Здесь многие задумываются над смыслом собственной жизни, обретают мир душевный.
Пока есть на земле такие островки чистоты, веры и благодати, наполненные особым светом, у нашего грешного мира есть надежда на спасение.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter