Свести к минимуму, поднять до максимума…
30.03.2011
Предприятия Минщины должны больше продавать на экспорт
Выравнивание внешнеторгового баланса — одна из наиболее злободневных проблем белорусской экономики. Только в январе нынешнего года отрицательное сальдо внешней торговли сформировалось в размере $ 902,6 млн. Ситуация хоть и исправляется к лучшему, но все равно недостаточно быстрыми темпами.
Отечественные предприятия по-прежнему больше тратят денег на закупку импорта, чем продают товаров за рубеж. Во время последнего выездного совещания Миноблисполкома руководитель области Борис Батура особо указал на то, что регионы Минщины должны сконцентрироваться на производстве высококачественной продукции, которая найдет своего потребителя не только внутри Беларуси, но и далеко за ее пределами. В Миноблисполкоме даже настаивают на необходимости доведения этого целевого показателя до предприятий региона.
По мнению Бориса Батуры, одна из приоритетных задач, стоящих в 2011 году перед промышленными организациями области, — повышение технического и технологического уровня на основе быстрого обновления основных средств, а также создание и развитие конкурентоспособных производств. «Не следует забывать и про наращивание выпуска высококачественных и востребованных на рынках товаров, а также про нашу главную цель — создание высокопроизводительных рабочих мест. По итогам 2011 года в регионе должно быть создано не менее 20 тыс. новых рабочих мест, при этом годичный объем выработки на каждом из них не должен быть меньше $ 60 тыс.», — напомнил Борис Батура.
Каким образом это возможно сделать? За примерами далеко ходить не надо: в ходе выездного заседания представители области посетили предприятие ИП «Косвик», занимающееся производством паркетной доски, и завод строительных смесей СООО «Хенкель Баутехник». Оба эти производителя из Заславля работают преимущественно с местным сырьем, а произведенную продукцию в огромных количествах продают за рубеж. В частности, как рассказывает руководитель паркетного завода Людмила Данич, импортные составляющие в производственном цикле занимают только 5—7 %, и большей частью это те породы дерева, которые недостаточно распространены в Беларуси. При этом ИП «Косвик» экспортирует около 80 % произведенных изделий, продукция поставляется в 15 стран мира, в том числе Канаду, Польшу, Германию, Грецию, Россию, Украину, Россию — те страны, где и своего леса хватает, и собственные деревообрабатывающие предприятия имеются.
Именно на подобное выстраивание своих инвестиционных стратегий и рекомендуют обращать внимание в Миноблисполкоме. В ближайшее время в Минской области планируется реализовать 478 инвестиционных проектов на общую сумму около Br 4 трлн., из них 56 — с участием иностранных инвестиций. «Привлечение капиталов — приоритетная задача для области. По итогам работы за два месяца текущего года регион обеспечил выполнение доведенного прогнозного показателя по инвестициям в основной капитал. Всего по области освоено инвестиций на сумму Br 1247,2 млрд., или 141,2 % к соответствующему периоду 2010 года. По объему инвестиций за первые два месяца этого года область занимает второе место в республике после Минска», — рассказывает председатель комитета экономики Минского облисполкома Александр Турчин. Вместе с тем в ведомстве отмечают: далеко не все районы включились в этот процесс. К настоящему моменту не обеспечено выполнение прогнозных параметров по инвестициям в основной капитал коммунальными организациями 13 районов из 23. «В регионе завершена работа по формированию планов инвестиционной деятельности на текущий год, в каждом районе разработаны комплексы мер по направлениям инвестирования. Нам нужно больше привлекать предпринимателей вкладывать средства в экономику области, информировать их об инвестиционном потенциале регионов», — озвучил точку зрения Миноблисполкома Александр Турчин.
Областные власти уже поручили районным подготовить пакеты предложений для инвесторов. Причем понятие «предложение» — комплексное. В этом смысле руководство Миноблисполкома указывает, что необходимо более активно использовать системы оповещения потенциальных инвесторов. В частности, нужно больше внимания уделить распространению информации через сеть Интернет. Ныне, заходя на веб-сайты райисполкомов, бизнес может уйти оттуда несолоно хлебавши — никаких конкретных предложений он там не найдет. «Необходимо размещать развернутые планы инвестиционных проектов, указывая в них не только конкретные земельные участки с возможной инфраструктурой, но и перечень предприятий, имущество которых предлагается к продаже», — указал Борис Батура. Председатель облисполкома отмечает: многие нынешние инвестиционные проекты, воплощающиеся на Минщине, — это торговые предприятия, бизнес которых находится в единой логической цепочке с постоянно растущими объемами импорта. Между тем для того, чтобы через три года сальдо внешнеторгового баланса свелось к минимуму, как это заложено в программе социально-экономического развития страны, больше внимания предстоит уделять предприятиям, занимающимся производственным бизнесом, а также занятым в сфере услуг.