Фото Владимира ШЛАПАКА
С первого раза подняться в кабину машины у меня не получается. Высоко! А вот Борис Сергеевич оказывается в салоне за доли секунды. «Привык уже, — Борис Костюковец, водитель мусоровоза государственного предприятия «Экоспецтранс», заводит грузовик. — Судите сами: в день я объезжаю плюс-минус тридцать площадок. Стрела в одном положении захватывает только три контейнера. К остальным нужно подъезжать. А на площадке может стоять как один-два, так и десять-двенадцать баков. Вот и подсчитайте, сколько раз за смену надо запрыгнуть и выпрыгнуть». Подсчитала: больше ста…
Кстати, стрела на языке водителей мусоровозов — это боковой манипулятор, железная рука, которая мертвой хваткой зажимает контейнер. Выдерживая нагрузку до семисот килограммов, она послушно маневрирует вверх-вниз, из стороны в сторону. Борис Сергеевич управляет ею с помощью небольших рычажков, предварительно включив раздатку на приборной панели. Попадая в кузов, мусор прессуется специальной толкающей плитой.
Отправляемся в рейс. По графику нам нужно объехать несколько улиц в Боровлянах и практически весь Острошицкий Городок.
«Главная проблема для нашего брата – неправильно припаркованные автомобили жильцов. Вот смотрите: современный двор, — водитель указывает на окно, за которым видны новенькие пятиэтажки. — Здесь хорошие просторные стоянки, места предостаточно. А большинство автомобилей стоит на обочинах дорог».
И действительно, наша многотонная машина в буквальном смысле протискивается между дорогим кроссовером и лощеным седаном. А ведь частенько автовладельцы паркуются прямо напротив мусорных баков, не оставляя при этом никаких координат для связи. Вот и приходится гиганту МАЗу крутиться-вертеться, а его хозяину — проявлять недюжинную смекалку. Еще хуже дела обстоят в сезон дождей и снежных заносов…
Фото Владимира ШЛАПАКА
В следующей точке с подъездом проблем не возникает. Зато они появились в другом месте, прямо возле баков. Странно и нелогично, но там лежит небольшая гора пакетов с отходами. Ни на секунду не задумываясь, водитель МАЗа закидывает все это в урну. «Да, такое бывает каждый день, — сокрушается. — К сожалению, не все люди доносят мусор до контейнера. Однажды наблюдал картину: несет девушка мусор, причем держит за краешек пакета двумя пальцами, а он возьми да упади. И что вы думаете? Девушка развернулась и ушла: поднять сложно — не царское дело…»
Покидаем Боровляны и отправляемся в Острошицкий Городок. По дороге почти с двухметровой высоты наблюдаем шикарные холмистые пейзажи. Борис Костюковец признается: все трудности работы меркнут на фоне этой живописной дороги.
В назначенный пункт приезжаем быстро. Здесь нам нужно забрать отходы на территории жилфонда, нескольких учреждений и организаций, а также заехать в местное садовое товарищество. Въезжаем на территорию детского сада. Здесь все чисто и аккуратно, несмотря на заполненные под завязку контейнеры. Борис Сергеевич замечает: участки учреждений образования всегда чище, ведь мусор с частных подворий сюда ночью не принесешь. То ли дело — открытые площадки во дворах. Между тем к детсадовским окнам прилипают малыши. Они прыгают и радостно машут нам ручками. «Да, дети — мои самые благодарные зрители, — водитель мусоровоза машет в ответ ребятам. — Они часто останавливаются возле машины. Просят то рычажок потрогать, то колесо погладить».
Больше всего отходов оказывается в садовом товариществе. Но это норма, считает Борис Костюковец. Рядом с контейнерами дачники складывают обрезанные ветки деревьев, засохшие цветы, опавшие листья и сгнившие яблоки. Периодически за этим «ассорти» приезжает специальная техника. Кстати, к бакам с бумагой, стеклом и пластиком направляют отдельные машины. В последние годы люди стали гораздо серьезнее относиться к раздельному сбору отходов — с этим спорить трудно.
«А доводилось находить что-нибудь ценное на мусорных площадках?» — не удержалась я от любопытства. В ответ — пример: как-то в конце рабочего дня Борис Сергеевич случайно обнаружил за прессом паспорт, который волей случая не попал на свалку. Он принадлежал жителю Боровлян. Находку быстро вернули владельцу, но тот так и не понял, каким образом его документ оказался среди пакетов с мусором.
Нашу беседу прерывает резкий запах: на горизонте высится серая гора полигона Северный. К нему-то и лежит наш путь. По дороге водитель морально готовит меня к предстоящему восхождению забавными рассказами о жизни на свалке: «Как-то разгружал свой МАЗ после первого рейса и заметил рядом молодую женщину, разгребавшую свежий мусор. Вечером я приехал на полигон снова, а она, уже прилично одетая, спускалась к выходу. Шла, словно с работы. Там таких много. Сами увидите».
Отстояв очередь, заезжаем на весы и узнаем, что за три часа работы очистили пригород от тридцати кубометров бытовых отходов. Далее дорога-серпантин ведет на самую вершину свалки. При виде грузовика стаи ворон и чаек черно-белым бисером рассыпаются в воздухе. Сверху открывается эффектная панорама: ухоженные поля, синева Минского моря, аккуратные городские многоэтажки. Преодолев километровую тропу из утрамбованного мусора, оказываемся в эпицентре бурлящей жизни, где смешались в кучу птицы, люди и машины. «Смотрите, а вот и местное население», — обращает внимание на людей с длинными самодельными палками-граблями Борис Сергеевич. Свалка производит впечатление огромного живого организма, который дышит, кричит и рычит. То еще местечко!
Толкающая плита быстро опустошает кузов мусоровоза. Пара минут — и мы уезжаем… На душе сразу становится чище и светлее. А руки? Руки всегда можно вымыть.
Анастасия ОМЕЛЮСИК
omelusia@mail.ru