Над Европой лихо летают угрозы времен «холодной войны»

Сверка европейского времени по минским часам

За одну только эту неделю на голову европейского обывателя обрушился такой каскад новостей
Какое, друзья, у нас тысячелетие на дворе? За одну только эту неделю на голову европейского обывателя обрушился такой каскад новостей, что немудрено потерять ориентацию во времени и пространстве. Над Европой лихо летают угрозы времен «холодной войны». Министр ВВС США объявила о размещении на континенте истребителей F–22... Владимир Путин намерен увеличить российский ядерный арсенал более чем на 40 межконтинентальных баллистических ракет. НАТО, в свою очередь... А что, кстати, НАТО — объявит, что «бомбардировка начнется через пять минут»? Все сегодня вспоминают эту знаменитую шутку Рональда Рейгана, прозвучавшую в разгар «холодной войны». Но ситуация сегодня нешуточная и все прекрасно понимают риски в связи со средоточением военных сил у границ. События во многом накаляются из–за Украины, а потому важно любое успокаивающее сообщение по этой теме.



Вот почему возобновление работы контактной группы в Минске вызвало такой большой резонанс в мировых СМИ. Скупой текст прозвучавших заявлений участников группы резко контрастировал с шумным глобальным контекстом вокруг. По поводу встречи в Минске высказались вчера все — начиная с Владимира Путина и Джона Керри и заканчивая председателем Мюнхенской конференции по безопасности Вольфгангом Ишингером, чьими устами наверняка говорит Меркель.

И вот что бросается в глаза — чем воинственнее риторические заявления о «бомбардировках через пять минут», тем тише и умиротвореннее комментарии о том, что же великие державы собираются делать с минскими соглашениями. Если кратко, то собираются по–прежнему выполнять.

Хайди Тальявини
Хайди Тальявини

Владимир Путин заверил, что Москва оказывает влияние на ДНР и ЛНР, и они готовы к диалогу с украинской стороной. По его мнению, альтернативы минскому формату переговоров по Украине не существует, стороны конфликта обязаны «садиться за стол переговоров и договариваться».

Еще лояльнее к минскому процессу высказался госсекретарь США Джон Керри, заявив, что нужно «меньше боевых действий и больше переговоров, больше движения в сторону реализации минских договоренностей». А что касается взаимных обвинений, которые стопорят процесс... «Если честно, то можно оказаться запертым в кроличьей норе, если обсуждать, кто и что делал», — сказал Керри. Эта ремарка показывает, что в Вашингтоне реалистично оценивают последствия отказа от диалога.

Денис Пушилин и Владислав Дейнего
Денис Пушилин и Владислав Дейнего

Конечно, не все так безоблачно и у каждого есть свой интерес. Но в то же время во всем мире уже сложился консенсус насчет минских соглашений. Любой лидер, начиная с Лиссабона и заканчивая Токио, считает нужным подчеркнуть необходимость их безоговорочного выполнения. Отношение к минскому процессу является мерилом серьезной политики. И в то же время сами эти переговоры отражают установившееся статус–кво. Так что говорить о срыве минских соглашений бессмысленно. Можно «сорвать» стрелку часов, но не время. Можно испортить весы, но вес, который они показывают, все равно останется таким, как есть.

Об этом хорошо сказал председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер. Тревожные сигналы, поступающие из зоны восточноукраинского конфликта, Ишингер склонен считать «действиями, направленными на сохранение лица». По его мнению, ни одна из сторон в настоящей военной эскалации не заинтересована.

Что же касается действий Берлина, то Ишингер сказал о продолжении классической немецкой восточной политики. А именно: «Безопасность в Европе по возможности не должна определяться противостоянием с Россией, она должна определяться сотрудничеством».

В Минске это кредо о сотрудничестве было переложено на язык практической дипломатии. Уходящая в отставку представитель ОБСЕ Хайди Тальявини пообещала главное — «дальше будет работать мой преемник». Слова о преемственности прозвучали символически на фоне визита в Минск генерального секретаря ОБСЕ Ламберто Заньера.

Генсек считает, что это хорошее время, чтобы пересмотреть роль Беларуси в ОБСЕ. Ведь сегодня в этой организации, которая объединяет всю Европу, обсуждаются последствия кризиса в Украине, вопросы безопасности в регионе и структура всей европейской безопасности. И по многим из этих проблем, по словам Заньера, сверка европейского времени идет по минским часам.

Советская Белоруссия № 114 (24744). Четверг, 18 июня 2015

Фото: Рейтер, БелТА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter