Сверили часы

Генпрокуратура и КГК обсудили пути реализации положений Директивы № 4

Сверили часы руководители Генеральной прокуратуры и Комитета госконтроля, обсуждая пути реализации положений Директивы № 4

В последние годы в Беларуси принято немало актов законодательства, нацеленных на формирование климата наибольшего благоприятствования для развития предпринимательства. Важнейшим элементом этой политики стали Указ Президента № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Продолжением заданного главой государства в Директиве № 4 импульса явилась состоявшаяся в Генеральной прокуратуре Беларуси встреча руководителей надзорных органов Генерального прокурора Григория Василевича и председателя Комитета государственного контроля Александра Якобсона.

В ходе заинтересованного разговора высшие должностные лица обсудили вопросы реализации положений Директивы № 4, совершенствования контрольной (надзорной) деятельности, эффективности работы контролирующих (надзорных) органов при проведении проверок в соответствии с требованиями Указа № 510, борьбы с лжепредпринимательством, применения налогового законодательства и другие.

Большое внимание при этом уделено проблемам упорядочения проверок субъектов хозяйствования. Порой складывается парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, властью принимаются меры по активизации бизнеса, а с другой — многочисленными, иногда необоснованными, проверками тормозится его развитие. По словам Генерального прокурора Григория Василевича, одной из основных проблем развития предпринимательства является наличие большого количества государственных органов, которые претендуют на право контролировать ведение предпринимательской деятельности и применять различные санкции за существующие, а нередко и несуществующие нарушения. В прошлом году 56 тысяч проверок пришлось на Министерство энергетики, 44 тысячи — на Министерство по налогам и сборам, 37 тысяч — на Министерство здравоохранения, 24 тысячи — на Министерство по чрезвычайным ситуациям. Органы Комитета госконтроля и прокуратуры на этом фоне выглядят достаточно скромно. Для читателя это, видимо, будет неожиданным, но в удельном весе всех проведенных в минувшем году проверок проверки органами Комитета госконтроля составили 2,9 %, а органами прокуратуры и того меньше — 0,74 %. Механизм контрольно-надзорной деятельности, пришли к выводу руководители контрольных ведомств, должен быть сбалансирован таким образом, чтобы он не был препятствием для работы субъектов хозяйствования и государственных органов.

Высоко оценив потенциал органов прокуратуры, председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон предложил расширить практику проведения контрольных мероприятий КГК совместно с Генеральной прокуратурой. По мнению руководителя контрольного органа, Генеральная прокуратура и Комитет государственного контроля должны отойти от стереотипов в своей контрольно-надзорной деятельности и выступить эффективным инструментом обеспечения взаимодействия, повышения уровня взаимного доверия власти и бизнес-кругов.

С этим нельзя не согласиться. Ведь основа экономического развития белорусского государства видится в том числе и в дальней поддержке предпринимательства, создании благоприятной конкурентной среды и снятии административных барьеров, препятствующих повышению предпринимательской активности. В этих целях, подчеркнули руководители контрольно-надзорных органов, потребуется принять совместные меры по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства и ограждению представителей бизнеса от необоснованных и незаконных проверок государственных органов.

Генеральный прокурор Григорий Василевич предложил проводить совместные совещания и заседания коллегий Генпрокуратуры и КГК. Например, в настоящее время имеется потребность в анализе практики работы надзорных органов с внесением предложений по совершенствованию применяемых ими форм и методов надзора за исполнением нормативных правовых актов с учетом требований Указа № 510 и Директивы № 4. Необходимо выработать механизмы перехода к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на пред­отвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.

Итогом встречи стали договоренности об активизации сотрудничества между Генеральной прокуратурой и Комитетом государственного контроля. Состоявшийся диалог станет основой для выработки системных предложений о снижении административной нагрузки на субъекты хозяйствования, упорядочении контрольно-надзорной деятельности и совершенствовании законодательства и правоприменительной практики, в том числе касающейся уголовного преследования за экономические преступления.

Владимир РОМАНОВИЧ, заместитель начальника отдела Генеральной прокуратуры, старший советник юстиции

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter