Сварог работает с огоньком

В Москве открылась выставка «Народные художественные промыслы Беларуси. История и современность»

Это первое крупное мероприятие подобного рода в павильоне Республики Беларусь на ВВЦ, прекрасно отреставрированном и недавно открывшемся для посетителей.


Видно по всему, что экспозицию готовили неравнодушные люди — она красочна, познавательна и представительна. Среди организаторов — «Культурно–просветительный центр Петровский бульвар» (при поддержке посольства Беларуси в Москве), Фонд народных художественных промыслов РФ, Российский государственный торгово–экономический университет и гособъединение «Белхудожпромыслы».


Открывая экспозицию, президент Фонда народных художественных промыслов России Велена Островская заметила, что веками белорусы и россияне оказывали влияние друг на друга, а после распада СССР сумели сохранить культурные связи, наработанные за долгую историю добрососедства.


— Душа белорусского народа широко и полно воплощена в стилистике его художественных промыслов, — добавила Велена Островская.


По мнению организаторов, нынешняя выставка — новая страница не только замечательного павильона Республики Беларусь, но и всего Союзного государства, поскольку главная цель ее — укрепление духовного и культурного взаимовлияния россиян и белорусов.


Бесспорно, посетители получат прекрасную возможность лучше познакомиться с высоким мастерством ремесленников, которое не просто передается из поколения в поколение, а плодами которого белорусское село продолжает пользоваться и по сей день. Поныне процветают в Беларуси кузнечное и гончарное дело, ткачество, соломоплетение, плотничество, резьба по дереву...


Впрочем, выставка знакомит посетителей и с давно ушедшими ремеслами, изделия которых белорусы хранят как историческую ценность и образцы истинного искусства. Один из стендов, например, подробно рассказывает о кузнечном деле — древнейшем занятии славян, живших на территории современной Беларуси в VII–VI веках до н.э.


На выставке представлен широкий диапазон кузнечных поделок. Здесь начинаешь понимать, что коваль — сельский кузнец — умел практически все: подковать лошадь, выковать гвоздь, нож, серп и косу, изготовить лопату и сковороду... Вообще, согласно славянскому фольклору, кузнецам покровительствовал сам Сварог — бог огня, а подкова и сегодня считается прекрасным оберегом. Прибитая над дверью, она не пустит в дом зло.


Изделия гончаров, найденные на территории Беларуси археологами, поведали о том, что ремесло это известно было в этих краях со времен неолита. А современные белорусские гончары считают, что самая красивая глиняная посуда получается, если перед обжигом обварить ее в овсяном тесте. В последнее время возродилась и мелкая гончарная пластика — лепка из глины фигурок животных и игрушек.


Поражают предметы, казалось бы, давно забытого бондарного ремесла. А ведь бондари, судя по экспонатам выставки, были прекрасными мастерами своего дела. Из–под их рук выходили не только банальные бочки, но и весьма функциональная домашняя посуда — емкости для жидкостей и хранения продуктов и одежды. Так называемая балея — это лохань для стирки белья, а дзяжа — это квашня...


Опытный бондарь просто обязан был разбираться в свойствах различных деревьев. Никто лучше его не знал, что мед хорошо и долго хранится в липовом бочонке, а тесто быстро подходит в дубовом...


Один из организаторов выставки — старинное государственное предприятие «Белхудожпромыслы». Сегодня это мощное многопрофильное объединение с огромным творческим потенциалом и современной производственной базой. Оно представило на выставку тканые изделия. Умение ткать, как рассказал «СОЮЗу» представитель объединения, было издревле обязательным для каждой белорусской сельчанки. Оно воспитывалось едва ли не с младенчества. Дело в том, что основную часть своего приданого девушка обязана была соткать сама, а это — одежда, постельное белье, рушники, скатерти... Тут без высокого мастерства не обойтись. Взять тот же рушник — ведь это не просто полотенце для рук. На рушники принимали новорожденных и подносили хлеб–соль, с их помощью опускали гроб в могилу и украшали красный угол в хате... В Беларуси существовал обычай дарить рушники гостям после свадьбы. Качество их могло многое рассказать о невесте.


Достойно представлены на выставке плетеные изделия домашней утвари. Пожалуй, это один из самых удачных разделов экспозиции. Вообще плетение — древнейшее из ремесел, которым мастерски владели белорусы. Говорят, возникло оно даже раньше гончарного дела. Солонки, табакерки, сумки, лапти, кошели (варэнькi)... Навыки и традиции всего этого бережно сохраняются. В старину, по поверью, плетеные клетки, например, или венки служили временным пристанищем для духа поля, сплетенная из соломы коза являлась символом высокого урожая, а кукла — защитницей женщин.


Традиционный народный белорусский костюм — один из главных экспонатов выставки. Для него характерны многие архаические черты — бело–красный колорит, полосатый и ромбовидный вышивной узор, использование старинных технологий в изготовлении тканей. Любопытно, что народная этика регламентировала определенный наряд: мужчинам считалось неприличным выходить за порог без пояса, повязанного вокруг сорочки, а женщинам — без головного убора и фартука. При этом в Беларуси насчитывают более 30 разновидностей народных костюмов, строго привязанных к тому или иному району. Часть из них на выставке представлена.


...Цель новой экспозиции в белорусском павильоне на ВВЦ, как говорят устроители, очевидна: народные промыслы Беларуси представляют безусловный интерес для туристов — любителей народной культуры и способны привлечь в страну новых и новых гостей.


Александр Бушев


bush@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter