Сваляли дурака

Худрук Республиканского театра белорусской драматургии Александр Гарцуев после серии довольно безутешных...

Худрук Республиканского театра белорусской драматургии Александр Гарцуев после серии довольно безутешных спектаклей решил дать себе и зрителям маленькую эмоциональную передышку и обратился к французской пьесе «Контракт» знаменитого комедиографа Франсиса Вебера. Вебер — автор любимых комедий «Игрушка», «Папаши», «Беглецы», «Невезучие», вписавших в историю кино дуэт Пьера Ришара и Жерара Депардье, сценарист «Высокого блондина в черном ботинке», а также многих других историй, удостоившихся римейков в Голливуде. Вебер сам с середины 90–х сделал ручкой Франции и переехал в США. Наследие его столь велико и разнообразно, что маэстро заслужил отдых.


Почти каждая его пьеса — набор невероятных драматургических кульбитов и перипетий, острых комических ситуаций, развивающихся в бешеном ритме, неожиданных финалов с неизменной мелодраматической нотой. Не забывал мастер и о сатире: всегда любил пощекотать сытое буржуазное брюшко французского общества острой сухово–кобылинской иголкой, справедливо считая, что главные вурдалаки, как правило, родом из высшего общества. Его голос — почти всегда в защиту безработных, униженных и оскорбленных. Как бы весело у Вебера ни начиналось, в конце — почти всегда комок подступает к горлу, потому что, как у любого крупного драматурга, этого француза с армяно–еврейскими корнями всегда интересует процесс пробуждения души у человека, как бы пошло это ни звучало. Мягкая сила интеллекта и иронии обезоруживает любого сноба. Вебер продолжил дело Чаплина. Его «безделицы» — беспроигрышный бенефис для опытных актеров. «Ужин с придурком» в Купаловском театре — интеллигентная хохма, где доводят публику до колик сразу два народных артиста — Манаев и Журавель. И вот вторая пьеса в минской афише.


«Контракт» — комедия положений, в чем–то похожая на «№ 13» Рэя Куни — действие ограничено гостиничным номером. Судьба свела в нем представителей разных социальных слоев. Для актеров РТБД — такая пьеса, безусловно, вызов актерскому темпераменту и профессиональной технике. Метод существования на сцене — почти клоунада. Вместо системы Станиславского — жирные гэги. Автор почти не дает возможности передохнуть. «Контракт» — пьеса стремительная, и любимые актеры успевают тут раскрыться с неожиданной стороны. Сергей Шимко обнаруживает в себе задатки Пьера Ришара. Его Франсуа Пиньон, постоянный герой историй драматурга, тюфяк и неврастеник, катализатор сценической интриги, легко переходит с занудного нытья мужа–рогоносца в неистовство городского сумасшедшего, готового покончить с собой любым доступным способом. Маленький человек с золотым сердцем. Андрей Добровольский оказывается типичным парижским гангстером с роскошными баками. Правда, вот нервы у него оказываются слабее, чем у остальных героев этой заварушки. Валентин Соловьев в роли нагловатого портье вызывает в памяти хладнокровного персонажа Тима Рота из комедии «Четыре комнаты». Он не скупится на шантаж, угрозы, интриги, все для того, чтобы выбить из клиентов лишние чаевые. Все типажи узнаваемы. Все клише на своих местах.


«Контракт» и ему подобные постановки в прямом смысле кормят театр и высвечивают одну, на мой взгляд, очевидную проблему: отсутствие собственных жизнерадостных комедий. Наши авторы мыслят космическими категориями. Написать что–либо наподобие смешной комедии положений для них ниже собственного достоинства. А вот театр, напротив, всегда такой материал любил. Избыточная суета у Вебера — метафора современной жизни, где люди не слышат друг друга, постоянно перебивают, стараются перекричать. Каждый пытается надуть друг друга, обвести вокруг пальца, обратить в свою веру. Автор замирает на крыльце театра абсурда, но дальше не заходит. Для него важно сохранить убедительную реалистичность происходящего, как бы фантастично оно ни звучало в пересказе. Премьерный «Контракт» в афише РТБД — признак того, что труппа здорова. Актеры здесь смеются прежде всего над собой. Это игра в театр. Словно сами у себя спросили: сможем ли отринуть прежние наработки и выйти к зрителю простодушными балбесами? Смогли. Да с такой заразительностью, на которую способны только умные люди.


Добрый зритель в 9–м ряду.


Советская Белоруссия №50 (24433). Вторник, 18 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter