Свадебный привет через 15 лет…

В ПРЕДДВЕРИИ того торжества в «Белорусскую ниву» пришло письмо от Валентины Васильевны ТАРАСИК, мамы жениха: «Уже десять лет с семьей мы с удовольствием читаем нашу «Нивушку»… Но я, как мать, хочу попросить: помещайте в газете побольше материалов о нашей сельской молодежи, которая, несмотря ни на какие трудности, остается в колхозах (богатых и бедных), чтобы пахать землю, растить хлеб, доить коров. В газете я много раз видела снимки «золотых» свадеб, читала поздравления виновникам торжества, а вот о свадьбах молодых трактористов, доярок как-то не приходилось читать. А ведь расскажи о них — глядишь, и им бы веселее жилось и работалось в деревне. Вот я и хочу пригласить тебя, «Нивушка», на сельскую свадьбу, которая будет проходить по старинным белорусским обычаям. Начнется она в доме жениха — моего младшего сына — в поселке Светлый Бор».

Летом 1997-го в поселке Светлый Бор Пуховичского района играли шумное и красивое «вяселле». Журналисты «БН» были на нем почетными гостями.

В ПРЕДДВЕРИИ того торжества в «Белорусскую ниву» пришло письмо от Валентины Васильевны ТАРАСИК, мамы жениха: «Уже десять лет с семьей мы с удовольствием читаем нашу «Нивушку»… Но я, как мать, хочу попросить: помещайте в газете побольше материалов о нашей сельской молодежи, которая, несмотря ни на какие трудности, остается в колхозах (богатых и бедных), чтобы пахать землю, растить хлеб, доить коров. В газете я много раз видела снимки «золотых» свадеб, читала поздравления виновникам торжества, а вот о свадьбах молодых трактористов, доярок как-то не приходилось читать. А ведь расскажи о них — глядишь, и им бы веселее жилось и работалось в деревне. Вот я и хочу пригласить тебя, «Нивушка», на сельскую свадьбу, которая будет проходить по старинным белорусским обычаям. Начнется она в доме жениха — моего младшего сына — в поселке Светлый Бор».

Саша Тарасик, тогда шофер колхоза «1 Мая» Пуховичского района, брал в жены доярку этого же хозяйства Ольгу Бергель. Молодых поздравляли сотрудники газеты Тамара Холод и Владимир Кияшко. В «Белорусской ниве» они отчитались публикацией «А свадьба пела и плясала…»

31 декабря 1997-го газета опять вспомнила эту сельскую свадьбу. Подводя итоги года под рубрикой «Счастья каждому дому», журналисты «БН» рассказывали об историях с удачным концом. И одна из них была «О том, как мы справляли свадьбу в поселке Светлый Бор». В ней последняя новость: новоиспеченные супруги Саша и Оля живут в родительском доме — Валентины и Анатолия Тарасиков. «Там ждут, когда закружит над их крышей аист, который, как известно, приносит малышей…»

В середине 2007 года пришло очередное письмо от Валентины Васильевны Тарасик: «Прошло десять лет, а кажется, только недавно звенела музыка, гулялись шумные свадьбы, а теперь разлетелись мои птенцы из гнезда, тишина у нас в доме, остались мы с моим хозяином вдвоем…

У нас с мужем восемь внуков — пять девочек и три мальчика. Это самое большое богатство и счастье.

Саша, на свадьбе которого вы были, с женой Олюшкой живут в Турине. Он работает шофером, получил новый «МАЗ» и колесит по колхозу и не только. Оля трудится на ферме дояркой. У них трое детей: Петя перешел в четвертый класс, Валя — во второй, а Даша ходит в садик. Конечно, дети и внуки приезжают к нам, навещают, но, известное дело, деревенская жизнь бьет ключом. У каждого свои заботы.

Я на пенсии. С мужем занимаемся своим маленьким хозяйством — курами, утками, котами и собаками. Большое хозяйство уже не держим, сил не хватает.

Сама я увлекаюсь цветами, своей любимой вышивкой, участвую в выступлениях художественной самодеятельности, за что получала грамоты и подарки. Меня и мои вышивки по телевизору показывают…

Приезжайте в гости. В нашем конце Светлого Бора тихо и хорошо. Мы и соседи живем весело и дружно, вечером выходим на улицу и сидим на лавочке допоздна. Отмечаем вместе дни рождения, варим уху. Приезжайте, всем места хватит. Мы будем рады…»

И вот спустя пять лет после этого приглашения я отправляюсь в дорогу…

Живет семья наших героев — Саши и Ольги Тарасиков — недалеко от Светлого Бора — в Турине. И хоть расписывали их 15 лет назад в Блуже, поближе к дому невесты, молодые из Светлого Бора почти всегда вступают в брак в Туринском сельсовете.

В этом деревенском ЗАГСе проводила торжественные церемонии Светлана Харитончик, уже 17 лет работающая в местном сельисполкоме. Она — преемница Софьи Губор. Последняя соединила немало сердец во время бракосочетаний — лет 20 работала секретарем, а до недавнего времени — главой сельсовета.

В Туринском сельском Совете, в шкафу, хранятся символы былых свадеб. Один из них — красавица-кукла, которая уже «в годах». Ей исполнилось 28 лет! Берегут здесь и дедовскую мясорубку.

Как проводится здесь бракосочетание, нравится ли людям? И в былые времена отдавали сельчане предпочтение не райцентровскому, а местному ЗАГСу. Да и из других сельсоветов сюда молодые приезжали, чтобы вступить в брак.

— Перед росписью устраивали соревнования на скорость, на удаль: жених собирал мясорубку, невеста пеленала куклу. Конкурсом проверяли, готовы ли молодые к совместной жизни, — рассказывают Софья Губор и Светлана Харитончик. — А еще галстук молодая завязывала на шее гостя. Та еще задачка!

Раньше и телеграммы шуточные читали, пришедшие в адрес вступающих в брак: из роддома, из магазина. Смешили народ разными конкурсами. Например, молодые вытягивали бумажки и узнавали, кто и чем в доме будет заниматься: кто отдыхать, пиво пить, свиней кормить…

Нина Тарасик, жена Евгения — брата Саши Тарасика, заглянула в Туринский сельсовет во время нашей беседы.

— Я помню, как из «Белорусской нивы» приезжали корреспонденты на свадьбу. Ее гуляли и у Олиных, и у Сашиных родителей. Три дня шумела свадьба! Хорошо помню, как с журналистами ездили к молодой, ее выкупали. Корреспонденты сфотографировали, а потом в газете написали, — говорит Нина Тарасик. — Когда женился Саша, у нас с Женей был один ребенок, а теперь пять! А у Саши и Оли трое деток. Самому старшему — Пете — 13 лет. Вале — 12, ходит в 6 класс. И Даша, которой 8 лет, во втором классе.

Я и Оля работаем доярками на ферме. Сегодня у меня выходной, а она трудится. Когда Оля уходила в декрет, дома долго не сидела, быстро выходила на работу. Они с Сашей хорошо живут.

Дети сказали, что знают нашу газету. Поделились, что часто бывают у бабушки Вали. А еще маме Оле на ферме помогают. Дома тоже хозяйство большое: корова, свиньи, куры…

— Пятнадцать лет прошло после Сашиной свадьбы — как один день! Мужа вот похоронила, никак не могу прийти в себя. Три года назад его не стало, — делится Валентина Васильевна.

Годы берут свое… Но все так же певуч голос Валентины Тарасик, так же хороши ее знатные вышивки, которых в доме куда взгляд ни кинь — от пола до потолка. Да цветы во дворе, в окнах дома…

— Я местная, из  Угольца. Во времена моей молодости сельчане сами самогонку гнали, теленка, поросенка убьют и гуляют свадьбу.

Обычаи были любопытные в Угольце. Гости на салфетку ставили три миски с едой и обязательно сверху буханку хлеба, своего, домашнего. И так шли на свадьбу со своим угощением.

Когда-то в Угольце с одного конца деревни группа поет, и с другого — тоже. И посередине. А мы, маленькие, смотрим из-за забора, кто кого провожает…

— Приезжали корреспонденты «Нивушки» на свадьбу, а я Сашку уже отправляю в Блужу за молодой, бегала босая. А они тут снимают, а я прошу: «Только ноги мне не фотографируйте!..» Ждала их приезда? Да. Хоть они не предупредили. Помню, мне директор нашей местной фабрики звонит: «Валя, кто к тебе там приедет? Не знаю, то ли с телевидения, то ли из газеты. Может, встретить? Может, чем помочь?» Я сразу и не сообразила, а потом: «Ой, Геннадий Константинович, это ж Тамара Холод из «Белорусской нивы» приезжает!» Мы же с Тамарой Илларионовной сдружились по переписке. Так и надумали газету на свадьбу пригласить…

Валентина Васильевна бережно хранит номера «Белорусской нивы», рассказывающие о ее семье. Зачитали их до дыр. Сохранила статью о Сашиной свадьбе. Душевная переписка с «БН» продолжилась, и после Галиной свадьбы Валентина Тарасик отправила праздничное фото в родную газету. И его тоже опубликовали.

— Все мои дети учились в Марьиногорском техникуме. А Галина окончила Горецкую сельхозакадемию… Все живут в нашем районе. Саша работает в райагросервисе. По колхозам ездит, — рассказывает далее Валентина Тарасик. — Интересно Саша с Олей познакомились. Мою дочь Галю после окончания Горецкой академии направили в Блужу. Она работала вторым агрономом. А Саша только пришел из армии. Я говорю: «Сынок, тебе надо куда-то устраиваться! Так поезжай к Гале». Он послушался. Встретился с Олей на ферме. Приехал и говорит: «Мама, я буду жениться!»

А дочке как про замужество скажу, так она: « Мама, дай мне хоть одну получку прогулять! Что ты все меня гонишь замуж!» А мы трех кабанов держали. Я все допытывалась: «Галя, ты замуж не собираешься?» — «Нет».

Взяли и кабана закололи. Два осталось. Тут Саша женится. Поехали к невесте, просватали сына. Опять кабанчика закололи. А тогда Галя говорит: «Мама, я, наверное, замуж пойду!»

А у нас поросята маленькие! Что делать? Тогда негде было мяса купить. А Галя говорит: «Не волнуйся, мама, будет все». В колхозе, где она работала, свинья не опоросилась, и ее закололи…

Валюша, дочка Саши, очень на бабушку похожа.

— Ходили втроем беременные: дочка Галя, жены сыновей — Нина, Оля. Они как-то собрались, я и говорю: «Девчата, кто мне родит Валюшку?» Они все родили девочек. И только Олька назвала дочку Валюшкой…

Валька такая же артистка, как бабушка. И Даша не отстает. И Рита, дочь Галины, днюет и ночует в клубе…

— Не бросают меня внуки. И не только на праздники приезжают. Петя недавно привез мне грамоту за спортивные достижения: «Бабушка, это тебе». — «Так это ж твоя!» — «Пусть у тебя будет!»

— Валентина Васильевна, вашему старшему внуку Диме 17 лет. Скоро его будете женить!

— Да! На внуков не нарадуюсь! А всем работникам «Белорусской нивы» желаю большого счастья, здоровья, радости, удачи!

Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter