Свадьба пела и плясала

В разгаре «сезон свадеб». Есть ли более трогательное и яркое семейное торжество?..

В разгаре «сезон свадеб». Есть ли более трогательное и яркое семейное торжество? Ослепительной красоты невеста в белом, жених в начищенных туфлях и модном костюме–тройке, вспышки фотокамер, танцы до утра. Стоп! Ведь так было не всегда. Традиции меняются до неузнаваемости, и свадьба столетней давности уже совсем не похожа на современную.


1910–е


Свадебным церемониям в это время предшествовали смотрины невест и сватанье. На селе придерживались народных традиций, учитывалось бесконечное множество примет и суеверий. Бывало, конь начинал бить копытом — и сваты даже не думали отправляться со двора. Через 1 — 3 дня после официального сватовства отец невесты наведывался в дом жениха, дабы тщательно осмотреть хозяйство. Коль все устраивало, молодых обручали. Саму свадьбу гуляли часто порознь — жених со своей родней, а невеста — со своей. Наверное, с тех самых пор и пошло выражение «у каждого своя свадьба». Однако бедняки застолье могли и объединить. Праздновали «вяселле» по три–четыре дня, обязательным было венчание.


Наряд невесты — белая сорочка с красочным декоративным орнаментом и юбка из домотканого полотна. Поверх — декоративный фартук, огромную роль играл тканый пояс. Голову новобрачной обычно украшал белый платок, повязанный на особый манер и закрывающий лоб, подбородок и уши, а также венок из живых либо декоративных цветов. Позже в обиход вошла тройная фата, часть которой тоже закрывала лицо. Жених облачался в рубаху, жилетку, брюки, пояс. Голову украшала шапка–магерка, довершали наряд сапоги, лапти либо постолы.


1920–е


Церковные книги в 1917 году были заменены книгами актов гражданского состояния в ЗАГСах, куда приходили зачастую вообще в повседневной одежде. Платье, которое можно было бы назвать свадебным, выглядело так: максимально простое, прямого кроя, с небольшим воротником, длиной до колена. От былого свадебного оставался только цвет — белый. Не менее скромной была и сама церемония регистрации в больших городах: платишь гербовый взнос, заявляешь о своем добровольном желании и расписываешься в специальной книге. А вот в селах старались по–прежнему придерживаться традиций.


1930–е


В то время было не до свадебных торжеств. Праздновали предельно скромно, без разносолов, если вообще отмечали. Подарки молодым несли самые практичные. Например, могли подарить сапоги, отрез ткани, шкуру барана. О тогдашней «свадебной» моде Европы и Америки — фраки, платья свободного кроя, шляпы, длинные перчатки — у нас и не слыхали.


1940–е


После войны тоже было не до пиршеств. Наряд жениха — форма. У невесты вместо фаты — платок либо отрез марли, который в деревнях «ходил» от одной семьи к другой. Еду на стол ставили самую простую, о подарках думать не приходилось. Многие наши дедушки и бабушки женились на территории оккупированной Германии. Скажем, бабушка корреспондента «СБ» Александра Полосмака Анна Кузьминична выходила замуж за старшего лейтенанта Дмитрия Яковлевича в Лейпциге. Там же родилась их первая дочь. Конечно, свадьбы как таковой не было.


1950–е


По–прежнему были трудности с праздничными нарядами. На селе платья для невест шили портнихи — в пол, с длинными рукавами, без всяких рюшей и оборок. Праздновать старались «всем углом», хоть денег совсем не было. Чтобы поехать за невестой в другую деревню, женихам приходилось выписывать в колхозе грузовую машину. Да и в городе праздновали без размаха, зато душевно. Минчанка Елизавета Васильевна Козловская вспоминает: «Я работала тогда секретарем в Минздраве. Начальник помог купить красивое цветное платьице. На ногах были белые босоножки — мне казалось, что я самая красивая невеста на свете. И какая была дружная, веселая свадьба! Моя семья жила в барачном доме на 10 квартир, сразу после ЗАГСа туда мы с мужем и отправились. Собрались все соседи, каждый что–то принес — кто винегрет, кто селедку, были даже котлеты. Играл гармонист. Нам подарили мельхиоровые ложки — роскошь! Пользовались ими 60 лет, только сейчас уголки у них отломались».


1960–е


Свадьбы стали более разнообразными: вернулась традиция гулять несколько дней (как правило, в первый день большой компанией, с друзьями и сослуживцами или однокурсниками, и во второй — с близкими родственниками). В ЗАГС стали приезжать на машинах. Именно тогда появились салоны для молодоженов, которые просуществовали до развала СССР. Там можно было купить одежду и обувь для молодых, кольца, а также постельное белье, посуду и другие дефицитные вещи. Талон, который открывал заветные двери, выдавался при подаче заявления, чем вскоре начали активно пользоваться все, кто мог, подавая липовые заявления.


Минчанка Валерия Ивановна Заикина вспоминает свою комсомольскую свадьбу: «Женились мы, когда учились на втором курсе, — брак считался ранним. В те времена обычно семьи создавали в 24 — 25 лет. Свадьбу нам организовали однокурсники, в складчину. Невесты тогда не надевали белых платьев — просто шли в ЗАГС в чем–то нарядном. Я же накануне торжества пошила платье из тафты, чуть ниже колена. На голове — шарф. Колец не было — почему–то носить их считалось плохим тоном. Зато в ЗАГС мы ехали в открытом ЗиМе, с цветами. Стол накрыли скромный, студенческий — помню, рядом со мной стоял лимонад. Было еще немного водки и шампанское. Друзья подарили сервиз из ГДР, ума не приложу, где они его купили. Но хранится он до сих пор».


1970–е


На смену коротким пришли длиннющие платья, юбки стали более пышными, женихи старались раздобыть модные брюки–клеш. Тогда же появилась традиция поездки новобрачных по городу, с обязательным возложением цветов к памятнику Ленину, могилам неизвестных солдат. Гости дарили деньги, посуду, постельное белье. Традиции бросать букет незамужним девушкам на свадьбе еще не было. Алла Глинская из города Горки вспоминает, что на подаренные деньги — две тысячи рублей — они с супругом купили мотоцикл.


1980–е


Свадебные торжества начинают приобретать все больший размах и обрастать новыми традициями. Платья по–прежнему предпочитают шить с каждым годом все более пышные, а в рестораны на гулянья приглашают порой 80 — 100 человек. Вот, к примеру, как праздновали свадьбу в деревне фотограф Александр с женой. Родители построили для гостей специальный навес (его потом переделали в теплицу). Невеста сама шила платье, рубашку и бабочку будущему супругу. Кольца переплавляли из золотых зубных коронок. Свадебного фотографа пригласили из Вильнюса. У него одна фотография стоила 2 рубля. Посчитали — вроде недорого. Но когда он привез 100 фото, молодожены чуть с ума не сошли! Именно тогда они в первый раз увидели так называемый снимок «Дюймовочка»: это когда невеста словно стоит на ладони у жениха. Так потом еще долго снимали...


Дарили чаще всего сервизы, кастрюли, столовые наборы, простыни. Ну а самым шикарным подарком считался ковер. С началом антиалкогольной кампании, чтобы свадьба «пела и плясала», народ шел на всякие ухищрения: алкоголь замаскировывали в банках с компотом и даже в вазах для цветов.


1990–е


Свадьбы 90–х скорее напоминали солянку из традиций и новомодных явлений. Каждая семья изворачивалась, как могла, но справляли торжество пышно и с размахом. Главной задачей было накормить гостей: столы ломились под тяжестью котлет, голубцов, салата «Оливье». Среди всего этого обилия кулинарных изысков гордо возлегали копченые поросята. «Амаретто», банановый ликер — запахи заморских напитков смешивались с «ароматом» самогона: люди праздновали на широкую ногу, хоть и на последние деньги. Дарить рубли, к слову, особого смысла не имело — все равно они моментально обесценивались. Появились первые рынки, кое–кто из «челночников» завозил свадебные платья аж из Китая. Начало 90–х — период буйства фантазии: невесты выходили замуж в тюлевых шляпах с широкими полями, порой даже в брючных костюмах. Но с середины 90–х, когда появились модные глянцевые журналы, старались уже соответствовать западному стандарту: платья до колена, чаще розовые или кремовые, классические прически. Услугами визажистов, маникюрш и парикмахеров многие невесты не пользовались: ночь на бигуди, с утра огуречная маска на лицо, после — цветная тушь и розовая перламутровая помада. Именно в это время появились первые «свадебные» видеооператоры. Татьяна Бурая из Березино вспоминает: «Нам пришлось заплатить бешеные деньги — около 100 долларов. Зато кассета на память осталась». Гуляли свадьбы в основном два дня. Заказывали столовые, иногда рестораны, но чаще всего готовили сами родственники. На второй день в жениха и невесту переодевались самые веселые гости. Их сажали во главу стола, им кричали «горько».


2000–е


Снова в моде венчание. Церемонии в ЗАГСе молодожены все чаще предпочитают выездные торжества. Особенно пикники, обычно на второй день, тогда как в первый празднуют с близкими друзьями и родственниками. Возникают праздничные агентства, которые предоставляют сразу и тамаду с собственным сценарием, и музыкантов, и фотографа. В моду также входят пускание голубей возле ЗАГСа и фейерверки после застолья. Его уже редко проводят дома. Чаще — в ресторанах средней руки. Невесты начинают выбирать себе даже красные и синие платья. Но их в скором времени опять потеснили классические белые и бежевые.


Наши дни


Церемонии под водой, свадьбы на велосипедах и мотоциклах, в стиле стим–панк и ретро. Предпочтение отдают все чаще не классической свадьбе (белое платье — лимузин — тамада), а тематической. Выбор сценариев настолько большой, что похожих церемоний, пожалуй, уже не сыщешь. Фотограф Сергей Торбик вспоминает, как он снимал свадьбу в английском и азиатском стилях, а один раз даже с вертолета: «Впрочем, когда женился сам, — ничего невероятного не смог придумать. К сожалению, сделать то, что хочется, не всегда позволяет бюджет. У меня была свадьба немного рок–н–ролльная, немного классическая».


К слову, снова входят в моду национальные традиции. Екатерина Галиева с супругом Александром праздновали свадьбу в «Дудутках»: белорусская кухня, национальные инструменты, танцы под шатром: «Приглашенных было человек 30. Гости ходили с открытыми ртами! Торжество произвело на них такое впечатление, что, думаю, не забудется никогда».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter