Свадьба для инвесторов

Привлечение крупного иностранного капитала в производство — процесс весьма долгий

Крупные международные корпорации долгие годы присматриваются к стране, прежде чем вкладывать большие капиталы

Рисковыми людьми восхищаются многие, готовы ими стать только единицы. Статистика неумолима: только каждый десятый покупатель способен приобрести новинку. И неважно, речь идет о дешевом наборе посуды из нового материала или дорогом электромобиле. Большинство предпочитает подождать, пока смельчаки опробуют неизвестные товары. А там видно будет… Что уж говорить, когда речь идет об инвестициях. Традиции сильны как никогда, когда речь заходит о больших, многомиллионных суммах. За последние два года США были бесспорным лидером по банкротству крупных компаний. Тем не менее Америка по-прежнему осталась привлекательной для иностранного капитала. В некотором роде срабатывает инерция традиции вкладывать средства в самую «крутую» экономику планеты.

Большинство стран СНГ не могут похвастаться высокими показателями по привлечению прямых иностранных инвестиций. Особенно слабо они просматриваются в производственной отрасли. Многие мировые магнаты и корпорации готовы вкладывать средства, например, в нефтедобычу. Дело супервыгодное почти при любой цене за баррель, себестоимость добычи которого обходится в 8 — 25 долларов, в зависимости от геологических особенностей месторождения. Но когда дело заходит о производстве… Затраты в металлообработку или машиностроение окупаются не вдруг, в случае просчета быстро «свернуться» и «красиво уйти», как в финансовом секторе, не получится. Деньги перемещаются по счетам в считаные секунды, а завод или фабрику так просто не унесешь.

Привлечение крупного иностранного капитала в производство — процесс кропотливый и весьма долгий. Мировой опыт свободных экономических зон показал: первые десять лет развиваются только мелкие предприятия. Потом приходит очередь средних. И дело не только в инвестиционном климате и законодательстве. Должны выработаться традиции. 

Почти любой согласится слетать на пару дней в Ниццу или Карловы Вары. А предложи отправиться на постоянное место жительства… Совсем другой подход будет. Поэтому и популярны телепередачи-путешествия: каждая страна таит в себе много неведомого.

Впрочем, Беларусь уже перестала быть загадкой для западного бизнеса. Пока на республику не обрушился поток прямых зарубежных инвестиций. Но сей момент не за горами. У крупных иностранных корпораций уже есть не только интерес к стране, но и понимание ее экономического потенциала, законодательных правил игры, других особенностей. Если сравнивать привлечение крупного капитала со сватовством, то после долгих раздумий выбор наконец сделан. Приближается «свадебный» бум. 

В подтверждение сказанному можно привести пример белорусско-шведского СП «Бакко Бисов»...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter