Суверенный ученый

Летопись нашей страны, думается, благодатнейшая тема для серьезных исследований: столько коллизий, такие зигзаги генезиса.
Летопись нашей страны, думается, благодатнейшая тема для серьезных исследований: столько коллизий, такие зигзаги генезиса. Порой даже завидуешь людям, которые посвятили себя этой теме. Один из пионеров изучения истории белорусской государственности как науки - Вадим КРУТАЛЕВИЧ. Это сейчас он доктор юридических наук, профессор, научный авторитет, а начиналась его карьера совсем непросто. Признание пришло (и это, кстати, тоже элемент традиции) с опозданием - только в 2000 году он стал лауреатом Государственной премии за капитальный труд со звучным названием "История Беларуси. Становление национальной державности (1917 - 1922 гг.)".

- Непросто далась мне эта книга, - рассказывает Вадим Андреевич. - Вообще в мои планы не входило становиться историком. После войны я, хлопец с Могилевщины, поступил на юрфак Московского госуниверситета. Мой отец был очень удивлен. Но я пошел дальше - стал аспирантом, а после - кандидатом наук по специальности международное право. Однако по возвращении на родину оказалось, что мои знания никому не нужны. Хотя и существовало Министерство иностранных дел БССР, оно не выполняло почти никаких функций. Поэтому я пошел в Академию наук. Там мне предложили поработать над историей и теорией государства и права. Я согласился. Взялся разрабатывать вопрос о создании Белорусской Советской Республики и неожиданно столкнулся с массой нелепостей. До меня этой темой мало кто серьезно занимался, хотя к тому времени БССР уже было четыре десятка лет! Дело в том, что до смерти Сталина вся история Белоруссии, что касается ее советского периода, закреплялась не в исследованиях, а в резолюциях партии. Никто не работал в архивах, не копался. А я сразу же пошел в архив, и когда попал туда, меня осенило: "Боже! Так здесь же можно быть суверенным ученым! Тут хранится самое главное - документы!" Так я забросил международное право и увлекся историей... Шло время, и у меня был готов первый том книги "Рождение Белорусской Советской Республики". Но раздались голоса против ее издания. Причина весьма прозаичная: мои оппоненты, устроившиеся еще при Сталине, не хотели признавать свои погрешности, ошибки, ведь моя работа вышла из архивов, а их - "по указке" из ЦК... Помог мне напечатать книгу президент Академии наук БССР Николай Борисевич. Со вторым томом поддержал вице-президент Кондрат Крапива. Я продолжал работу - третий том был готов к 80-м годам, но его тоже много раз откладывали в сторону, не издавали... Ситуация была невероятная - в советской стране отказывались печатать советскую книгу (я же выступал с общепринятых в то время позиций) о советской белорусской государственности - в это невозможно поверить, но так было. Я же не прекращал работу, книга разрасталась и наконец увидела свет уже в наше время: поразительно - книга о советской власти вышла после конца этой власти!

- Вадим Андреевич, в вашей работе начало истории белорусской государственности берется не с 1919 года, а с революции 1917-го, к тому же не обойден вниманием и период Белорусской Народной Республики. Так с какого же времени отсчитывать нам историю белорусской государственности нового времени?

- В нашей Конституции говорится о "многовековой истории развития белорусской государственности". Но как понимать это выражение? Здесь нужно различать формы государственности на территории Беларуси и собственно национальную государственность. В древности на белорусском этническом пространстве существовала государственность в разных формах - это Полоцкое, Смоленское и другие княжества, после - Великое княжество Литовское - держава предков литовцев и белорусов, затем Речь Посполитая, Российская империя. Белорусская Народная Республика, провозглашенная в начале 1918 года в условиях немецкой оккупации, - это также одно из проявлений белорусской государственности, однако желания сторонников БНР построить независимую страну не воплотились в жизнь. Хотя эта республика и имела свое правительство, своего рода парламент - Раду, которому немцы передали некоторые функции в области образования и социальной политики, однако в городах реальной силой обладали думы и земства. БНР по многим причинам так и не состоялась, в отличие, к примеру, от Литовской Республики, которую кайзеровская Германия официально признавала. Период БНР, безусловно, тоже был важен для становления белорусской государственности. Да, существование БНР было замечено в Москве, но БССР не была контрответом. Правда, поначалу дело с созданием Советской Белоруссии шло слишком туго. В среде партийного руководства доминировало мнение, что ее существование - "фасадное", а сама республика является временной и "буферной" на границе Советской России с "буржуазным" западным миром. Первая Социалистическая Советская Республика Белоруссии просуществовала формально с 1 января до 27 февраля 1919 года. За это время на востоке была сокращена ее территория, а впоследствии она вообще была объединена с Литвой в Социалистическую Советскую Республику Литвы и Белоруссии. Литбел прожил также весьма недолго - эту "буферную" республику "смыла" с карты польская оккупация. Примерно с июля 1919-го по июль 1920 года белорусская государственность была под большим вопросом. Сталин, кстати говоря, не воспринимал всерьез коммунистов национальных окраин России, которые, как он писал Ленину в 1922 году, "игру в независимость отказываются понимать как игру, упорно признавая слова о независимости за истинную монету". Второе провозглашение ССРБ состоялось только 31 июля 1920 года - в границах нескольких уездов Минской губернии, а также формально Западной Белоруссии, оккупированной Польшей. По Рижскому договору земли на запад от Минска до 1939 года оставались под протекторатом Варшавы.

- Сейчас существует странная для меня тенденция игнорировать советский период нашей истории, ставить стену между "настоящей" и "ненастоящей", то есть советской государственностью. Насколько такое разделение оправданно?

- Не все так однозначно, как кому-то хотелось бы. Ведь очевидно, что суверенная, независимая Республика Беларусь, хотя и с обновленным названием, а поначалу и с новыми государственными символами, вышла из БССР. Она унаследовала ее территорию, Конституцию, другие законы, место в ООН и прочее. В современной истории Беларуси можно выделить два периода. Первый - до 1996 года. И второй - после принятия поправок к Конституции, когда была усилена исполнительная власть. Если посмотреть с исторической точки зрения, то усиление роли Президента было обоснованно. Наше государство с точки зрения исторической перспективы как независимое еще только оформляется, а в таких условиях нужна сильная власть. Независимое государство не может существовать без твердого экономического фундамента. Белорусы такого не имели в начале ХХ столетия, да и борьба за независимость, начиная с 1917 года, велась просто за само существование нашего этноса. Сейчас, волей истории став субъектом международной политики, с которым невозможно не считаться, Беларусь может окинуть взглядом прошлое, и надеюсь, что моя книга будет полезна для осмысления процесса становления нашего государства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter