Суверенитетом не торгуем!

Президент принял участие в выборах депутатов местных Советов
Президент принял участие в выборах депутатов местных Советов

Прибытия Александра Лукашенко на избирательный участок N 1 с нетерпением ожидала большая группа журналистов. Не только белорусских. Практически в полном составе здесь собралась российская пресса, аккредитованная в нашей стране, — а это довольно внушительный пул... Традиционно Президент не только исполняет свой гражданский долг, заполняя и опуская бюллетень в урну, но также отвечает на вопросы представителей СМИ. А вопросов к Александру Лукашенко в этот день, нужно признаться, было много. Фактически это было его первое появление на публике после того, как в Москве завершились сложнейшие российско–белорусские переговоры по нефти. Всем хотелось знать, как Президент оценивает их итог, и вообще последствия случившегося кризиса в двусторонних отношениях союзников.

О выборах местных Советов

Впрочем, первый вопрос касался все–таки того важного события в жизни страны, которое происходило в воскресенье: «Чего ожидает белорусское государство от нового созыва местных Советов?»

Александр Лукашенко считает, что «на местах надо решать конкретные вопросы, а не заниматься говорильней или каким–то политиканством».

— Я очень рад, что нам удалось выстроить дружную работу местных исполнительных комитетов и местных Советов. Они стали компактнее, намного меньше, чем раньше. Прошедший этап, приобретенный опыт после принятия соответствующих решений по оптимизации состава местных Советов и конкретизации вопросов их ведения говорят о том, что мы поступили правильно, — сказал Президент.

По его мнению, необходимо еще усовершенствовать избирательный процесс с той целью, чтобы тратить на выборы меньше средств. Как вариант — избирать депутатов всех уровней в один срок.

Последующий разговор с журналистами так или иначе касался отношений с Россией в сфере энергетики.

О переговорах по нефти

— Я надеюсь, что кризисный период в наших отношениях миновал. Он был коротким, но очень интенсивным и, надо сказать, очень опасным. И на сегодняшний день я пока не вижу никаких проблем по тем вопросам, по которым были серьезные недоразумения. Я имею в виду прежде всего по поставкам в Беларусь и Европу природного газа, а также по поставкам в Беларусь и транзиту через республику нефти в Европу, — подвел черту под событиями последних недель Александр Лукашенко.

Президент обратил внимание на то, что этот нефтяной кризис был спровоцирован не Беларусью: «Мы никого не толкали закручивать гайки, вентили на трубах. Мы очень добросовестно выполняли свои функции. Вопросы здесь не к нам».

Александр Лукашенко рассказал, что Беларусь пошла на крайне невыгодные соглашения по поставкам природного газа, рассчитывая на то, что, как обещало правительство России, нефтяной вопрос разрешится выгодным для нашей страны образом.

— Должен сказать, что не так просто шли после этого два дня переговоров по цене на нефть. Нам предлагали нефть по цене выше мировой. Скажите, это что — нормально? Но вот удалось согласовать — Правительство доложило мне — нормальную формулу, по которой мы будем работать в абсолютно рыночных условиях, исходя из мировой цены. И это для нас будет гораздо лучше, чем в прошлом году. Поэтому думаю, что на данном этапе, как это сегодня видится, мы пока проблем с поставками углеводородного сырья не имеем, — считает Александр Лукашенко.

Как негативную тенденцию Президент отметил, что ставится вопрос о введении Россией пошлин на другие «чувствительные» для Беларуси товары:

— Скажу прямо: если только это произойдет, то мы введем пошлины или какую–то плату по «чувствительным» товарам для Российской Федерации. Какие «чувствительные» товары идут у России через Беларусь и в Беларусь — вы уже прекрасно понимаете.

Впрочем, Александр Лукашенко выразил уверенность, что здравый смысл возобладает:

— Мне кажется, что и в Российской Федерации, и у нас сегодня многие поняли, что эскалация отношений между двумя государствами — это громаднейшая потеря и в имиджевом плане, и в торгово–экономических отношениях, не говоря уже о политике и дипломатии. Мне кажется, что и они, и мы — разумные люди и способны извлечь из этого конфликта, из этой ситуации нормальный урок, чтобы не допустить больше этого в отношениях между нашими государствами.

О перспективах Союзного государства

Самый, пожалуй, неприятный момент нефтегазового спора между Беларусью и Россией, свидетелями которого были мы все в течение последних нескольких недель, — это то, что спорили два союзника. Естественно, у журналистов возник вопрос о перспективах в такой ситуации союзного строительства.

— Возможно ли так действовать в Союзном государстве? Я думаю, что нет. И оплевывать Главу государства, не важно, в каких газетах и журналах, издеваться над белорусским народом, который ничем не провинился перед русским народом, — я думаю, это не добавляет в наши отношения доверия.

Теперь по существу перспектив строительства Союзного государства. Из всех консультаций, разговоров с высшим руководством России, с другими я понял, что у нас разные подходы и разные понятия строительства Союзного государства. Белорусы и прежде всего белорусский Президент об этом говорили открыто. Помните, я говорил, что мы никогда не вступим в состав любого государства, что союз должен строиться на таких–то принципах, прежде всего на принципе равноправия?

Я всегда об этом говорил, российская сторона же всегда молчала. Они ничего не говорили, но сейчас я понял: они не понимают, что такое Союзное государство, союз и интеграция. Я абсолютно убедился в том, что от нас требуют вступления в состав России... А когда мы обещали, что вступим в состав России? Никогда. Я об этом никогда не говорил. Я не хочу похоронить суверенитет и независимость моей Беларуси как первый Президент страны. Ведь меня избрали Президентом — это как свидетельство независимости нашего государства.

Я убедился в том, что у нас на этом этапе даже понятия разные о строительстве Союзного государства. Вот что опасно. Но это не значит, что мы должны отказаться от того, что мы сделали. Мы очень много сделали в плане интеграции, мы очень многое сблизили. Но, извините, если каждый год будут хвататься за вентиль и закрывать единственному союзному и преданному государству — Беларуси — то газ, то нефть, тогда речи ни о каком союзе быть не может, не говоря уже о Союзном государстве.

В то же время Александр Лукашенко подчеркнул, что, несмотря ни на что, россиянин в Беларуси не должен почувствовать себя настороженно или отторженно: «Это конфликт олигархов с руководством Беларуси, нашим Правительством и министрами. В конце концов, это был конфликт руководства одной страны и другой, а народы никакого отношения к этому не имеют».

— Я очень благодарен россиянам за ту поддержку, которую они оказали Беларуси в эту трудную минуту. Они не поддержали свое руководство в этом конфликте, это был один из решающих моментов в урегулировании конфликта. Если бы российское руководство чувствовало поддержку своего народа, нам было бы очень тяжело. А так еще руководство России считается с мнением россиян. А россияне однозначно заявили о том, что «белорусов не троньте, никакие олигархи не должны здесь довлеть и травить белорусов, которые должны быть обеспечены в полном объеме и нефтью, и природным газом», — сказал Александр Лукашенко, обращаясь в первую очередь к аудитории представленных на брифинге российских телеканалов.

– Мы готовы к тому, чтобы порядочно сотрудничать сегодня с Российской Федерацией, двигаться дальше. Можно сегодня считать цену нефти, газа, но международные договоренности, нормативно–правовая база, которая создана в наших отношениях и подписана президентами, приобрела форму закона в наших государствах, она ведь незыблема. Коль договор подписан, его надо выполнять, — заявил в воскресенье Президент. — И поверьте, не от нас исходят все эти конфликты... Поэтому мы открыты для самого тесного, открытого сотрудничества с Российской Федерацией, мы должны вернуться к тому, что было. Никаких не должно у нас быть барьеров для перемещения людей, капитала и товаров, никаких пошлин не должно быть.

О реакции потребителей российских энергоресурсов на Западе

За переговорами между Минском и Москвой пристально следили на Западе. Евросоюз, как известно, является основным потребителем российских энергоресурсов, которые транзитом проходят через территорию Беларуси. Факт прекращения Москвой поставок нефти, предусмотренных контрактом, там восприняли с нескрываемым разочарованием.

Александра Лукашенко спросили о том, возможно ли изменение формата отношений между Беларусью и Западом, в частности с Евросоюзом, с тем чтобы Беларусь и ЕС какими–то совместными действиями могли обезопасить себя в будущем от повторения подобных ситуаций, как в этом случае с нефтью?

— Мы готовы сегодня сотрудничать с кем угодно ради обеспечения своей национальной безопасности, прежде всего в сфере энергетики... Должен сказать, и Европа, и США в этой ситуации повели себя порядочно. Они предложили нам помощь и поддержку, если это будет нужно белорусскому государству и народу. И это мы никогда не забудем.

И Азербайджан, и другие государства пошли нам навстречу, даже свое были готовы отдать. Поэтому я четко заявил: наш народ без нефтепродуктов не останется. И мы видели эти альтернативные варианты.

Конечно, нам надо работать над диверсификацией импорта энергоресурсов, углеводородного сырья. Это наиважнейшая задача, над которой сегодня продолжает работать наше Правительство.

Президент заявил, что, если европейцы готовы сотрудничать с Беларусью, Минск пойдет на любое сотрудничество с Европой ради обеспечения национальной энергобезопасности.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter