Суверенитет в 12 серий

30 ноября на канале ОНТ большая премьера. В эфир выходит долгожданный проект Общенационального телевидения - 12-серийный документальный фильм "Новейшая история".
30 ноября на канале ОНТ большая премьера. В эфир выходит долгожданный проект Общенационального телевидения - 12-серийный документальный фильм "Новейшая история". Трижды в неделю по вечерам мы сможем быть свидетелями первой попытки документалистов осмыслить историю суверенной Беларуси. В 12 сериях изложены малоизвестные факты, интриги, политические баталии. Оригинальные съемки "Новейшей истории" велись

в 10 странах мира. В кадре - первые лица, политики и эксперты. Записано более 200 интервью. Накануне премьеры о создании проекта рассказывает один из авторов сценария и ведущий цикла генеральный директор ЗАО "Второй национальный телеканал" Юрий КОЗИЯТКО.

- Юрий Васильевич, как вы решились замахнуться на такое сложное дело? Объективно оценивать современность всегда труднее, чем прошлое.

- С момента обретения Беларусью независимости прошло 13 лет. Есть учебники по новейшей истории нашей страны, публикации в прессе. Но масштабного телевизионного продукта, исследующего политическую историю Беларуси (а последнее десятилетие общество было весьма политизированным), до сих пор не было. Летом 2003 года у председателя правления телеканала ОНТ Григория Киселя родилась идея создать первый многосерийный документальный фильм на эту тему. Мы начинаем наше повествование с принятия декларации о независимости в 1991 году и завершаем днем сегодняшним. Авторами сценария выступили сам Григорий Леонидович и я.

- Для подтверждения достоверности событий вы привлекали экспертов?

- В качестве экспертов у нас в фильме участвует более 200 человек. Для того чтобы полная картина истории Беларуси последних лет не была освещена однобоко, мы опросили людей самых разных политических воззрений. Например, свои комментарии нам дали член избирательного штаба Позняка, журналисты из оппозиционной прессы, первый Премьер-министр Чигирь, зарубежные политологи.

- Форму вы заимствовали у коллег с российских телеканалов, имеющих богатый опыт производства документальных лент?

- Исторический сериал - это не наше изобретение. Он существует давно и имеет свои законы жанра. Но мы не покупали никаких технологий производства. Сразу хочу сказать, что наш фильм выполняет одну из трех функций телевидения - информационно-просветительскую. Разумеется, мы старались делать сериал привлекательным для зрителей. Я думаю, нам это удалось, поскольку мы впервые озвучиваем малоизвестные факты из политической истории нашей страны.

- Много людей трудилось над фильмом?

- В титрах много фамилий, но активная рабочая группа - два автора сценария, редактор, несколько телеоператоров, режиссеры, административная группа. Плюс нам очень помогали дипломатические представительства Беларуси в тех странах, где мы вели съемки. За что мы выражаем благодарность МИДу. Мы стремились по возможности воссоздать наиболее важные события, связанные с внешней политикой Беларуси. Скажем, с первым зарубежным визитом на Западе Президент Лукашенко побывал во Франции. В архивах сохранилось буквально несколько кадров этого важного события. Чтобы реконструировать этот исторический эпизод, мы выехали в Париж и проделали тот же путь в столице Франции, что и наш Президент в то время.

- Очевидно, производство встало телеканалу в копеечку?

- Любопытный факт. На одном из мостов Парижа мы вдвоем с оператором записывали "стэнд ап". И в это же время на другом конце моста стояла съемочная группа какого-то зарубежного телеканала. Мы насчитали там десять человек: гримеры, осветители, звукооператоры и т.д. Конечно, чем больше денег телекомпания может потратить на производство документального сериала, тем он получается масштабнее. Например, над сериалом Леонида Парфенова работала специально нанятая команда сценаристов. Мы старались обходиться посильными для нас средствами. При этом должен сказать, что мы сознательно отказались продавать рекламное время внутри сериала. Мы посчитали это некорректным по отношению к теме. Естественно, сериал - затратный проект. Но имиджевый для телеканала ОНТ. Поэтому мы относились к его производству с максимальной ответственностью.

- Вы посетили 10 стран? Наверняка впечатлений набралось больше, чем на один сериал.

- Съемки фильма проходили не только за рубежом, но и в Беларуси. В Вискулях, где был подписан известный документ о ликвидации СССР; в Шклове, на родине Президента Лукашенко; в Минске, в областных городах. Но что касается заграничной части фильма, впечатлений, конечно, масса. Запомнился визит в Сербию. Я бывал там трижды: до войны и во время бомбежек. Мне очень нравится эта страна. Но я разочаровался последней поездкой. Сербов обманули. Им сказали: "Сдайте Милошевича, и к вам рекой потекут инвестиции, кредиты". Но на деле оказалось, что в их жизни ничего не изменилось. Там по-прежнему разруха, как во время войны. Или такой факт - в столице Венгрии Будапеште дороги еще хуже, чем в России. Недавно там провели социсследование среди местных жителей. На вопрос: "Кто виноват в том, что в Венгрии плохие дороги?" - большинство ответило: "Россия". Что они имели в виду? Может быть, 1956 год, когда советские танки вошли в Венгрию? С тех пор венгры не смогли отремонтировать асфальт? С США - отдельная история. Каждая съемка там подвергалась особому регламенту. Если Белый дом можно спокойно снимать любительской камерой, то получить разрешение на телевизионную съемку не так-то и просто. Кстати, присутствие Америки ощущается во всех странах. И первое, о чем думаешь, наблюдая, как заблокированы бетонными глыбами американские диппредставительства во всех странах: какая ирония - это надо было стать такой великой страной, чтобы так бояться окружающего мира?!

- А к Беларуси как относятся за рубежом?

- Ни для кого не секрет, что многие люди в США не подозревают о существовании других стран. Про Беларусь там знают, конечно, немногие. А вот представители общественных организаций, связанных, например, с чернобыльской проблемой, бывавшие в нашей стране, отзываются с восторгом. Для нас эти слова - обыденные вещи, но на самом деле очень хвалят уют и чистоту наших городов, сердечность людей, красоту женщин. Резко негативно настроенных по отношению к Беларуси я не встречал. Есть мнения, что у нас зажимают права человека и свободу прессы. Но один депутат Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Стив Горис, объяснил ситуацию следующим образом. В прошлые годы в Совет Европы приняли ряд постсоветских стран. С тех пор ситуация с правами человека и прочими демократическими нормами в этих странах ухудшилась. Критика Беларуси со стороны европейских структур - это назидание другим странам: если будете вести себя плохо, поступим с вами так же. Проще говоря, Беларусь выбрана неким козлом отпущения. Но при этом все европейские политики, с которыми нам удалось поговорить, хотели бы видеть Беларусь повернутой в сторону Брюсселя, а не Вашингтона.

- У вас самого в процессе работы над фильмом родилось некое новое представление о роли Беларуси в современном мировом контексте?

- Я родился в Беларуси, но долгое время жил в России, вернулся в Минск в 1995 году. Белорусский период начала 90-х я пропустил. Поэтому мне было вдвойне интересно работать над фильмом. Я пришел к выводу, что Беларусь за 13 лет независимости прошла уникальный путь. Не имея значительных энергоресурсов, не получив серьезной финансовой помощи из-за рубежа, страна смогла сохранить уровень жизни более высокий, чем в соседних странах, избалованных нефтедолларами, кредитами и вниманием развитых стран. Традиционно партнерскими остались отношения с Россией, наша дружба не превратила страну в российскую губернию. Я думаю, через 10 лет можно будет снять фильм о 23 годах суверенной истории Беларуси.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter