В октябре в Национальном художественном музее откроется выставка работ русских, белорусских и европейских художников из коллекции Александра Володчинского

Сутин и Айвазовский выходят в люди

Выставка, которая в прошлом году с успехом прошла в московском Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, добралась до Беларуси. В начале октября живописные шедевры Айвазовского, Васнецова, Левитана, Саврасова, Репина и наших соотечественников — Сутина, Пэна, Бакста — примет в своих стенах Национальный художественный музей. Экспозиция со сдержанным названием «Русское искусство XIX — XX веков из собрания Александра Володчинского» станет, уверяют музейщики–профессионалы, поистине царским подарком как для ценителей первосортной академической живописи, так и для всех неискушенных любителей классики. Возможность обновить старые и открыть новые страницы истории национального искусства появится у минчан благодаря коллекционеру Александру Володчинскому — работы из его запасов украсят залы НХМ до 2 февраля следующего года.

Все началось с любви — к искусству в целом и жанру русской живописи в частности. Собирать шедевры патриархов и классиков художественного мира Александр Володчинский начал более четверти века назад. Сегодня его собрание насчитывает больше трех сотен произведений и продолжает развиваться «по любви» — коллекционер признается, что не ограничивает себя жесткими временными, жанровыми или стилистическими рамками. Предпочтений, впрочем, не скрывает — так, например, братьям Маковским на выставке будет посвящен целый зал. Среди 30 работ Владимира Маковского покажут и хрестоматийного «Деспота семьи». Один из авторских вариантов белорусам, кстати, уже знаком: «наш» «Деспот...» прописался в Нацхудмузее еще в 1956–м.

Увидит своего собрата и «Березовая роща» Куинджи, также давно пустившая корни в одном из залов НХМ. При этом вариант из коллекции Володчинского — ближе к хрестоматийному, третьяковскому, обращает внимание заведующий отделом русского и зарубежного искусства Алексей Хоряк:

«Березовая роща». А.Куинджи.

— У многих художников бывают повторения, вторые и даже третьи варианты работ. Та картина, которая имеется у нас, более поздняя, созданная Архипом Куинджи одной из последних. У посетителей будет уникальная возможность сравнить два оригинальных, но при этом разных авторских варианта. Хочу также отметить, что выставка в нашем музее не будет повторением московской. Так, специально для показа в Минске Александр Наумович приобрел несколько работ уроженцев Беларуси — их широкой публике покажут впервые.

Cреди новинок коллекции — «Портрет неизвестной» Аполлинария Горавского, «Домики» Осипа Цадкина, «Портрет Ираиды Барбю–Липштейн» Юделя Пэна, «Портрет художника Ван Донгена» Жака Шапиро и «Натюрморт с рыбами» Хаима Сутина. Александр Володчинский вспоминает:

«Портрет художника Ван Донгена». Ж.Шапиро.

— Моя бабушка и Хаим Сутин ходили в одну школу в Смиловичах, мои родственники и его родители похоронены рядом. Работы Сутина для меня — это воспоминания, ностальгия, связь с родиной предков. Кроме «Натюрморта с рыбами», специально к выставке в Минске пополнил свою коллекцию работой друга и соратника Сутина Михаила Кикоина. Его «Урок музыки» станет, уверен, одним из украшений выставки.

А вот ее жемчужина — пронзительно–лиричный «Плач Ярославны» Василия Перова — уже успела сорвать овации в ГМИИ им. Пушкина. Эту картину Володчинский приобрел в аукционном доме Sotheby’s много лет назад:

«Плач Ярославны». В.Перов.

— Работа меня потрясла. Это одно из самых монументальных и интересных произведений не только в моем собрании, но и в творчестве Василия Перова. Мне приятно, что ее увидят посетители выставки, люди, любящие и понимающие живопись. Беларусь — моя родина, здесь прошли годы моей юности и становления. Я с большим удовольствием и волнением представлю здесь свою коллекцию.

Самой ранней работой из коллекции Володчинского, доступной белорусам, станет «Портрет царя Петра Первого» кисти великого голландца Карела де Моора, написанный предположительно не ранее 1718 года. С нее начнется выставка. Также будет возможность, анонсирует Алексей Хоряк, по–новому взглянуть на творчество Василия Пукирева:

— Пукирев несправедливо считается автором одной работы — его «Неравный брак» занимает, пожалуй, самое видное место в творчестве художника. Один из авторских вариантов есть и в нашем музее, еще один оригинал хранится в Третьяковской галерее. Благодаря Александру Володчинскому у минчан будет возможность ознакомиться с еще одной замечательной работой мастера — картиной «В присутствии (Выход начальника)», датированной второй половиной 1860–х.

Всего минчанам покажут около 150 работ: живопись, графику, скульптуру, а также письма, автографы и фотографии выдающихся деятелей культуры, театра, кино и изобразительных искусств (например, будут доступны архивы Полины Хентовой и Соломона Михоэлса). Графические рисунки предположительно украсят стены музейного арт–кафе. Выпить чашечку кофе, рассматривая эскиз декорации Александра Бенуа к балету «Петрушка» Стравинского или «Мальчика в тулупе» ученического периода Леона Бакста, чем не способ утолить жажду не только физическую, но и духовную?..

Кстати

Представят на выставке и творчество западноевропейских авторов. Например, работы Ансельма Франсуа Лагрене («Портрет Анисимовой»), Жана Батиста Камиля Коро («Пейзаж с всадником»), Сюзанны Валадон («Букет из тюльпанов»), Моисея Кислинга («Портрет девушки») и Жоржа Руо («Портрет балерины Тамары Карсавиной»). Для широкой публики экспозиция будет доступна с 5 октября.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 169 (25051). Суббота, 3 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter