Суровая песня высоких широт

Самую низкую температуру на планете зарегистрировал белорус

Белорусы тоже подняли свой флаг над далеким шестым континентом

Люди называют этот материк краем вечного безмолвия. Огромные просторы — шесть Австралий — и ни человека. Снег, холод, скалы, камни, пингвины, тюлени и льды. На высоту до четырех километров вонзаются они в небо. Особенно мощные массивы на куполе континента. Даже не верится, что под этим многотонным покрывалом текут реки и много-много озер…

Не сразу, с годами и потерями, человек нашел дорогу в Антарктиду. Открыли шестой континент русские море­плаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев в далеком 1820 году. Но одно дело открыть, а покорить, добраться до центра Южного полюса и водрузить там флаг — миссия наисложнейшая. В течение 23 лет предпринимал такие попытки американский исследователь и путешественник Роберт Пири. И хоть в апреле 1909 года он вбил все-таки «большой гвоздь» в заветную и желанную точку, Южный полюс все еще оставался недоступным.

«Капитан, обветренный, как скалы…»

Бороться и искать, найти и не сдаваться. Откуда эти слова? Большинство знает: из книги Вениамина Каверина «Два капитана».

А вообще, эти крылатые строки принадлежат английскому поэту Алфреду Теннисону. И легли они эпитафией на могилу знаменитого капитана Роберта Скотта, отважного полярного командора, отдавшего жизнь ради покорения Южного полюса.

Судьба его драматична. В край вечного безмолвия отправляется хорошо подготовленная и хорошо экипированная экспедиция, снаряженная правительством Британии. Возглавляет ее Роберт Скотт. Он имел за плечами большой опыт хождения за тридевять земель и давно мечтал о покорении шестого континента. Прибыв в Антарктиду, он не сразу двинулся к полюсу, а организовал зимовку на северо-западном берегу моря Росса, которая длилась более десяти месяцев. Но это был не отдых, а кропотливая подготовка для штурма Южного полюса, во время которой учитывалась каждая мелочь. Вроде бы все предусмотрено. Но только двинулись в дорогу — начались потери. Казалось, сам рок велит: надо поворачивать назад. Не повернули, не дрогнули. И в первых числах января 1912 года Скотт и четверо его спутников достигли Южного полюса. Достигли — и заплакали. Не от радости, а от жесточайшего разочарования. У заветного места, у желанных координат полярники из туманного Альбиона обнаружили оставленную палатку и норвежский флаг. Их опередила экспедиция под предводительством известного путешественника Руаля Амундсена.

Удрученный поражением в антарктической гонке, капитан отправился в обратный путь. 21 марта команда измотанных тяжелейшими переходами людей разбила очередной лагерь, готовясь к последнему броску. Но разыгралась длительная непогода. У полярников скудный запас продовольствия, мало топлива, обветшала экипировка. Не укрыться, не согреться. И дорога домой стала дорогой в вечность для мужественного командора и его спутников. До базового лагеря оставалось всего 18 километров…

Белорусский след в Антарктике

Сто лет минуло с того дня. Отмечая юбилей, хочется подчеркнуть следующее. Белорусы на шестом континенте не гости. Более 150 наших специалистов принимали участие в исследовании и освоении Антарктиды в составе советских антарктических экспедиций. За этот период ими написаны десятки научных работ, выполнены сотни исследований, проведены тысячи разноплановых наблюдений, а также зафиксированы два мировых метеорологических рекорда.

В 1983 году на внутриконтинентальной станции Восток Владимир Карпюк зарегистрировал самую низкую на планете температуру воздуха — минус 89,2 градуса, а в 1988 году на станции Ленинградская метеоролог Алексей Гайдашов зафиксировал самый сильный порыв ветра — 78 метров в секунду. Это более 280 километров в час!

Полярная ночь длится до полугода. В это время температура падает до 89 градусов ниже нуля. Свирепствуют неистовые ветры. Однако людей все равно как магнитом притягивает этот суровый и безмолвный регион. Притягивает неповторимой красотой, таинственностью, возможностью открытий мирового масштаба. Хотя, если быть честным, далеко не все рвутся туда с научными целями. В ледниковом панцире Антарктиды 70 процентов запасов пресной воды, высокая концентрация урана, алмазов, золота, 10 процентов мировых запасов угля, а в шельфовой зоне есть большие запасы нефти и природного газа. Рано или поздно, но запрет на добычу богатств Антарктиды, который пока действует, может быть отменен…

Белорусы тоже подняли свой флаг над далеким континентом. Держава наша стремится укрепить свои позиции в рядах стран — членов Договора об Антарктике и быть в Восточной Антарктиде не гостем, а исследователем, разместив там для этого в недалеком будущем свою антарктическую станцию. Станция в планах, но работы в данном направлении — реальность, они уже начались и постоянно ведутся в рамках государственной целевой программы «Мониторинг полярных районов Земли и обеспечение деятельности арктических и антарктических экспедиций на 2007—2010 годы и на период до 2015 года».

Таких экспедиций было три. В декабре начала работу четвертая. Возглавляет ее Алексей Гайдашов. Да, тот самый метеоролог, который в далеком 1988 году зафиксировал на шестом континенте самый сильный порыв ветра. После первой экспедиции Алексей Александрович еще несколько раз побывал на материке, который не случайно прозвали Белым Магнитом.

Теперь Гайдашов — заместитель руководителя Республиканского центра полярных исследований. Перед посадкой в самолет Алексей Александрович рассказал:

— Сначала летим из Минска в Кейптаун, а затем на борту научно-экспедиционного судна «Академик Федоров» плывем до Горы вечерней и станции Молодежная.

Работать будем с Виктором Деминым. Он сотрудник Национального центра озонометрии БГУ, а на период работы в экспедиции оформлен к нам в качестве инженера-радиометриста. Вдвоем мы проведем полтора месяца в белорусском полевом лагере у горы Вечерней, как говорится, в автономном режиме. Проведем техническое обслуживание оставленного там оборудования, технических средств, средств связи, транспорта, силовых агрегатов. Проверим все, сделаем новую консервацию…

— А какие научные работы вам предстоит выполнить на шестом континенте?

— В государственную программу входит пять научных направлений. У каждого из нас есть базовые задачи. У меня — биологические исследования: отбор проб образцов, в том числе и в прибрежных морских водах, рекогносцировочные, геологические и геофизические исследования. У Виктора тоже задача соответственная.

— Что новое и необычное будете выполнять?

— Во время этой экспедиции планируется испытание трех новых научных приборов, которые были созданы в рамках государственной программы. Обо всех рассказывать не буду. Остановлюсь на радаре для подповерхностного зондирования снежного покрова и скальных пород. Это белорусская разработка, сделана в университете информатики и радиоэлектроники. Лабораторные испытания прошли успешно, и радар впервые будет работать в полевых условиях. Интересен такой факт. В республике в 2006 году при Белорусском географическом обществе создан отдел полярных исследований, объединяющий наших соотечественников, когда-либо зимовавших в Арктике и Антарктике. Таких людей немало — около 70 человек. Ветераны-полярники выступают перед студентами, школьниками. И видели бы вы лица ребят, их глаза и то, как внимательно слушают они суровых и мужественных романтиков. Кроме того, бывшие полярники размещают тематические материалы в газетах и журналах, принимают участие в радио- и телепередачах, собирают, анализируют, классифицируют фото-, кино-, видеоматериалы, связанные с участием наших земляков в освоении и изучении высоких широт.

— Люди, рискуя собой, покорили Антарктиду, а она покорила нас, — говорит Алексей Гайдашов и особо подчеркивает: — Для меня Белый Магнит — это континент, фантастическим образом притягивающий тебя целиком, оставляющий в душе зарубку на всю жизнь: взрывом отколовшегося от выводного ледника айсберга, черным выходом нунатака посреди белой пустыни, щемящей тоской антициклона, ревом «дульника» за стенами балка, космическими декорациями полярного сияния. Континент этот выдавливает скупые слезы у бородатых мужчин, селит глухую тоску в душе при расставании. И полярники бросают монеты в воды южного океана, чтобы обязательно сюда вернуться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter