Супертехнологиям – зеленый свет. Беларусь планирует нарастить экспорт инновационной продукции в 2,5 раза.

За ближайшие пять лет Беларусь собирается реализовать более 200 проектов, которые призваны поднять товары и услуги на качественно новый уровень. Самое активное участие в этом могут принять и российские ученые и бизнесмены.

На реализацию утвержденной госпрограммы инновационного развития планируется направить около 58 триллионов белорусских рублей. Ожидается, что около 65 процентов общего объема финансирования составят иностранные инвестиции, из них примерно 10 процентов – прямые. Порядка 15 процентов придется на собственные средства предприятий, еще 15 – ресурсы банков.
Для белорусской экономики, ориентированной на экспорт, крайне важно идти в ногу со временем, использовать современные технологии. Без этого успешно конкурировать на внешнем рынке будет просто невозможно. Поэтому, объясняет председатель Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси Игорь Войтов, и необходимо действовать. «Нам нужен технологический опыт по многим направлениям – машиностроение, энергетика, ядерная промышленность, транспорт, – сказал он, – по этим направлениям нам нужен не только опыт, но и рынки иностранных государств, которыми обладают транснациональные компании».
Беларусь хотела бы продвинуться, например, в сфере агропромышленного комплекса, машиностроении, электронике. Планируется совершить еще одну попытку в массовом производстве легковых автомобилей. До этого совместно с иранцами под Минском организовали сборку легковушек под маркой «Саманд». Однако этот проект в Министерстве промышленности считают не-
удачным, так как вместо массового народного авто получили производство лишь нескольких сотен машин в год (вместо предполагаемых нескольких тысяч). Абсолютной уверенности в стопроцентной успешности нового проекта нет и сейчас. Ведь одно дело создавать новое поколение грузовиков, когда есть мощная научно-техническая база МАЗа и БелАЗа. И совсем другое – создавать легковушку практически с нуля. Впрочем, как напоминают эксперты, автобусного производства в Беларуси раньше также не было. А теперь в стране работают четыре предприятия, которые отправляют свою продукцию не только в разные регионы Беларуси, но и за пределы страны.
 «Есть рынок, и он потащит за собой соответствующее производство», – считает заместитель начальника главного управления инновационной и инвестиционной деятельности Министерства промышленности Беларуси Валерий Фишман. По его мнению, Беларуси необходимо выпускать около 20 тысяч легковых автомобилей в год, чтобы была перспектива и рентабельность. «Говорить о том, что это производство будет полностью обеспечивать Беларусь легковыми автомобилями, нельзя, – добавил специалист. – Скорее всего, оно будет рассчитано на рынок не столько Беларуси, сколько России и других сопредельных государств. Однако в процессе реализации проекта может быть много изменений».
По словам Игоря Войтова, в настоящее время Беларусь ведет переговоры о привлечении в автомобильный проект иностранного капитала. «Отрабатывается вопрос о сотрудничестве с Германией, Японией, Китаем, Ираном, – уточнил он, – к нам приезжали руководители крупных международных корпораций, идут переговоры».
Участие крупных иностранных игроков, видимо, понадобится и при организации производства беспилотных летательных аппаратов. Их предполагается задействовать, в частности, в сфере мониторинга посевов, лесов, в предотвращении чрезвычайных ситуаций, выявлении месторождений полезных ископаемых. Здесь, очевидно, окажутся весьма полезными наработки, полученные в рамках союзной программы дистанционного зондирования Земли. Союзные программы, отметил первый заместитель председателя президиума Национальной академии наук Сергей Рахманов, не охватывают всего перечня вопросов, которые находят свое решение в рамках инновационной госпрограммы Беларуси. Тем не менее ряд проектов в рамках союзных программ решался и будет решаться. Например, это касается сферы микроэлектроники и лазерной техники. «Эта работа ведется вместе с большим коллективом ученых из Санкт-Петербурга под руководством Жореса Алферова», – привел он пример.
Правда, одного желания для инновационного продвижения недостаточно. Поэтому в Беларуси планируется активно развивать инфраструктуру: открывать технопарки, формировать холдинги, создавать венчурные компании, совершенствовать законодательство. Тогда инвесторы с новыми технологиями охотно потянутся в Беларусь. Интерес к стране действительно есть. Например, крупная инвестиционная компания UFS, до этого имеющая региональный офис в России, решила прийти и в Беларусь.
– Наша компания намерена развивать корпоративное финансирование, работать с суверенным, муниципальным и корпоративным долговым рынком, реализовывать программы модернизации и повышения капитализации белорусских предприятий, – объяснила такое решение управляющий партнер этой компании Елена Железнова.
В дальнейшем, предполагают эксперты, особую активность в Беларуси могут проявить инвесторы из России. За предыдущие годы они уже создали для этого мощный финансовый плацдарм: российский капитал присутствует примерно в каждом третьем банке Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter