Суперлазер от «Светланы»

Репортер «СОЮЗа» побывал на закрытом питерском предприятии, где разрабатывают союзную программу «Прамень»

Репортер «СОЮЗа» побывал на закрытом питерском предприятии, где разрабатывают союзную программу «Прамень»


«Хотите узнать о ходе реализации союзной программы «Прамень»? Добро пожаловать — и расскажем, и покажем!» — так встретили корреспондента «СОЮЗа» на известном далеко за пределами России петербургском объединении «Светлана».


Со времен СССР славится это предприятие рентгеновскими трубками, а также мощными электровакуумными и полупроводниковыми приборами. Именно здесь в начале 2000–х годов одними из первых в стране стали выпускать смарт–карты, микроволновые приборы нового поколения. Так что совсем не случайно «Светлана» вошла в команду участников инновационной программы Союзного государства «Прамень» (что значит «Луч»).


Со Светлановской площади в Выборгском районе Петербурга сворачиваю на Светлановский проспект и минут через пять паркуюсь у въезда на «Светлану». Здесь меня уже ждет начальник отдела научно–технического развития Алексей Кудряшов. Для начала он предлагает экскурсию в музей и по территории. Но как за короткое время обойти или даже объехать заводскую площадку размером в несколько десятков гектаров с расположенными тут и там производственными корпусами как старинными, дореволюционной еще постройки, так и достаточно современными? Объединению, точнее, заводу, выросшему со временем в крупнейшее в своем роде объединение страны, без малого 125 лет!


— На «Светлане» когда–то проходил практику будущий академик Жорес Алферов, — рассказывает Алексей Кудряшов. — Немало его учеников — воспитанников Физико–технического института имени Иоффе работают нынче у нас, занимая ведущие позиции в разработке различной инновационной техники...


Жорес Алферов стоял и у истоков программы «Прамень». Поначалу это была чисто научная программа двух академий — российской и белорусской, которую в то время возглавлял Михаил Мясникович, нынешний глава Правительства Беларуси. Проверить науку практикой, организовав промышленное производство научных разработок, взялись с легкой руки нобелевского лауреата Алферова на «Светлане». Благо специализация совпадает. Так что к осени 2011 года, когда «Прамень» была официально утверждена, здесь уже имелись определенные наработки.


— Из того комплекса работ, что предусмотрены данной союзной программой, особое внимание мы уделяем разработке сверхвысокочастотных гетероструктур и наиболее перспективных типов лазеров, а на их основе устройств нового поколения, — говорит зам. генерального директора ОАО «Светлана» Валерий Клевцов. — Сегодня лазерные технологии одна из самых актуальных тем в мире. Без них уже невозможно представить повседневную жизнь.


— Приходится догонять в этой области Европу?


— Российские разработки ничуть не хуже мировых аналогов. Особенно это касается технологии создания полупроводниковых гетероструктур. Отстаем мы, увы, в практическом их применении. Главная цель инновационной союзной программы как раз в том и состоит, чтобы, используя передовые идеи известного на весь мир петербургского Физико–технического института имени Иоффе, других институтов, как российских, так и белорусских, создать востребованные временем технологии. Иными словами, ускорить внедрение научных достижений в промышленность. Чем интересна «связка» с белорусами? В частности, что касается гетероструктур, то в Беларуси есть оборудование и технологии, которых нет у нас. Например, для постростовых операций. Объясню: гетероструктуры сначала надо вырастить, а после этого производить с ними различные операции. Кооперируясь с соседями, мы экономим и время, и, что особенно важно, средства. По нашим подсчетам, в рамках тех работ, что предусмотрены программой «Прамень», экономия составит примерно 500 миллионов рублей. На реализацию же всей четырехлетней программы «Светлана» с партнерами получит 770 млн. бюджетных рублей. Много это или мало? Достаточно, чтобы выполнить поставленные задачи... Решают задачи вместе с коллегами из ЗАО «Светлана–РОСТ» (разрабатывает и изготавливает в данной программе полупроводниковые гетероструктуры для СВЧ–применений) и ЗАО «Полупроводниковые приборы», которое входит в состав инновационно–промышленного комплекса ОАО «Светлана» и находится тут же, рядом с головным предприятием. С виду скромное здание из стекла и бетона постройки времен развитого социализма. Начинаешь знакомиться с тем, чем занимаются тут специалисты, и возникает ощущение некой депортации — из первой четверти века ХХI как минимум в его последнее десятилетие. Производят тут новейшие лазерные источники излучения. Руководитель «Полупроводниковых приборов», кандидат технических наук Александр Тер–Мартиросян рассказывает:


— Из четырех типов лазеров, которые мы разрабатываем в рамках программы «Прамень», два полупроводниковые, а два других твердотельные с диодной накачкой, используемые для технологических применений и для дальнометрии, оптиколокационных систем. Наиболее перспективными являются полупроводниковые лазеры. Широкое применение нашли они в медицине. В частности, в хирургии, не просто заменив скальпель, но и успешно решая такие задачи, которые с помощью скальпеля просто невозможны. Скажем, операции на печени у детей. Иная задача у лазеров терапевтических. Такое понятие, как фотодинамическая терапия, еще только входит в нашу жизнь, но многие наверняка уже наслышаны о том эффекте, который с помощью полупроводникового лазера стал возможен, в частности, при лечении онкологических заболеваний, болезней сосудов и некоторых других...


Александр Леонович провожает меня в одну из лабораторий, чтобы продемонстрировать созданный его предприятием универсальный медицинский аппарат «Латус». На вид небольшая пластиковая коробочка весом немногим более 4 килограммов. В основе ее полупроводниковые лазерные диоды, обладающие высокой надежностью и большим ресурсом. Суть метода, если кратко и упрощенно, такова: в организм пациента вводят лекарственный препарат с последующим облучением проблемного места лазером определенной длины волны. Лазер активизирует в больных клетках процесс выделения синглетного кислорода, и в результате происходит излечение, опухоль перерождается в рубцовую ткань.


— Понятно, что достичь положительного эффекта удается не во всех случаях, — уточняет Тер–Мартиросян.– Но облегчить участь тяжелобольных людей реально. За медицинскими лазерными аппаратами будущее, и совсем не призрачное.


Интересуюсь участием в данной работе коллег из Беларуси. Они, как выясняется, в этой аппаратуре весьма заинтересованы. Тем более что у них есть необходимый для эффективной работы лечебный препарат — тот самый, который вводят внутривенно в организм человека, чтобы затем воздействовать лазером.


— Что дает нам «Прамень»? — Александр Леонович на мгновение задумывается. — Возможность совместного с коллегами из Беларуси использования новейших современных технологий. Это заметно снижает общую стоимость работ, сроки и себестоимость аппаратов. Планируем вместо 3 — 5 диодов, которые стоят в одном аппарате, ставить 1– 2, а значит, цена упадет и медицинский лазер будет доступнее. Белорусы также покупают у нас лазерные диоды для дальномеров, используемых в военной технике. Мы, в свою очередь, заказываем у них высококачественную оптику.


Досье «СОЮЗА»


Разработка новых технологий и создание на их основе изделий микро– и нанооптоэлектроники позволит России и Беларуси решить «проблему импорта» дорогостоящего оборудования. Среди той продукции, которая будет разработана в ходе реализации программы «Прамень», такие устройства электроники, как СВЧ–транзисторы для метеолокаторов, систем радиовидения, приемопередающих модулей бортовых систем радиоканалов; интегральный полупроводниковый лазерный конвектор для системы проекционного лазерного телевидения, цветной печати, локации, навигации, медицины.


Прогнозируемый общий объем спроса на продукцию по всем направлениям программы составит к 2015 году 2200 млн. рублей. Помимо «Светланы», ставшей головным исполнителем, и ее дочерних предприятий, в союзной программе «Прамень» участвуют с российской стороны также Физико–технический институт им. А. Ф. Иоффе Российской академии наук и Петербургский академический университет — научно–образовательный центр нанотехнологии РАН (больше известный как Алферовский центр).


Людмила Безрукова


lb20.08@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter