Сумма двух демократий

«Демократия убита в Венгрии, — заявила член Европарламента от Нидерландов Софи Вельд, — она мертва». В самом Европарламенте с демократией, надо полагать, все в порядке, ну а то, что на заседании не разрешили выступить министру юстиции Венгрии Юдит Варге с разъяснением венгерской позиции, — это, конечно, не в счет. 


Справедливости ради: позиция у Венгрии с точки зрения европейской демократии действительно шаткая. В конце марта венгерский парламент наделил премьер‑министра Виктора Орбана правом управлять страной в нынешних чрезвычайных обстоятельствах с помощью декретов, не тратя времени на принятие законов и парламентские дискуссии. Дискуссии отнимают время, а время сейчас не просто деньги, но жизни и здоровье. Срок, на который Орбану даются «диктаторские» полномочия, не ограничен. Одновременно были ужесточены наказания за нарушение условий карантина и распространение недостоверной информации в СМИ. 

В соседней Польше, неформальный лидер которой Ярослав Качиньский с Орбаном политически очень близок и лично вроде как дружен, всерьез готовились к президентским выборам 10 мая. И сам Качиньский, и действующий президент Анджей Дуда, идущий на второй срок, знали: при проведении выборов в мае шансы победить весьма высоки. Пока в стране действовало правило «больше двух не собираться», Дуда продолжал ездить с предвыборной агитацией и выступать по телевизору. В условиях карантина выборы было решено провести по почте. По опросам IBRIS, лишь четверть поляков поддерживала эту идею. Но отменили их все же не из‑за отсутствия поддержки населения, а потому, что об этом договорились два Ярослава — Качиньский и Говин, лидер входящей в правящую коалицию партии «Согласие», подавший в начале апреля в отставку с должности вице‑премьера и министра науки и высшего образования. А в отставку он ушел именно из‑за несогласия с проведением президентских выборов в мае. 

Буквально накануне отмененных выборов Польша стала второй страной —членом ЕС, потерявшей статус «консолидированной демократии». Первой, как вы, наверное, догадались, была Венгрия. В случае Польши главной причиной потери статуса назвали утрату независимости судебными органами. Будут ли приняты к нарушителям демократии какие‑либо меры? Скорее нет, чем да. 

Партии «Фидес» в Венгрии и «Право и справедливость» в Польше не оправдываются (какой смысл?), а просят обратить внимание на успехи: эпидемию коронавируса удалось быстро замедлить, потому что оперативно закрыли границы и приняли другие меры. Но сейчас эти страны ждут непростые времена, и демократия, как и ее отсутствие, не имеет к этому отношения. Экономики Венгрии и Польши в последние годы активно развивались, демонстрируя неплохой рост, но эпидемия его подорвала. Эксперты предрекают Восточной и Центральной Европе самый тяжелый после падения «железного занавеса» экономический кризис. И тут диктаторскими полномочиями не обойдешься — нужны будут совсем иные стратегии. 

Польша перенесла президентские выборы на июль, а Венгрия заявляет, что правление Орбана по декретам будет прекращено скорее всего 26 мая. 

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter