«Сумеречная зона»

Сегодня продавцы  легально ввезенных в страну сотовых аппаратов сообща сетуют на парадоксальную ситуацию: меры по «обелению» рынка пока привели к прямо противоположному результату

Нововведения   на   рынке   сотовых   телефонов   пока   не   приводят   к   ожидаемому   эффекту 

Сегодня продавцы  легально ввезенных в страну сотовых аппаратов сообща сетуют на парадоксальную ситуацию: меры по «обелению» рынка пока привели к прямо противоположному результату. 

Вырыли себе яму 

«Белые» мобильники в течение прошлого года уверенно теснили «серую зону», но после принятия решения об обязательной маркировке всех сотовых аппаратов, ввозимых на территорию страны, триумфальное шествие прекратилось. В итоге легальные продажи вернулись на те же позиции, которы5 они занимали 2—3 года назад. По оценкам специалистов, 90 % всей мобильной техники, которая реализуется в Беларуси, попадает сюда незаконно (для сравнения: в России контрабанда составляет 15—20 %). И только 10 % сотовых телефонов, ввезенных в страну, сегодня прошли все процедуры таможенной очистки. Учитывая то, что на белорусском рынке в 2007 году, по некоторым оценкам, будет продано около 3 млн. аппаратов, средства мимо бюджета «пролетят» немалые. «Эффективно бороться с этим негативным явлением очень трудно, ибо выбор потребителя в первую очередь определяет кошелек, а на «сером» рынке цены, на удивление, низкие», — объясняют продавцы. При сложении всех налогов и сборов, включая не только НДС и таможенные платежи, но и введенный в начале года местный налог с продаж, у «белых» операторов стоимость аппаратов оказывается на 40—45 % выше, чем у продавцов, торгующих по нелегальным схемам. 

Введение обязательной маркировки не нанесло ожидаемого сокрушительного удара по «серым» поставкам. По словам генерального директора белорусского подразделения компании «Евросеть» Алеся Мухина, «марочная» задумка изначально была неплохая, но на деле добропорядочные игроки получили лишь дополнительные проблемы, связанные с логистическими операциями при нанесении этих знаков. «Марки берутся под конкретный инвойс, нам надо их «затаможить», отправить за рубеж, там арендовать склад для расклейки. А так как у «Евросети» контракты с большинством мировых производителей мобильных телефонов, это означает, что эту же работу надо продублировать по десяткам направлений. Понятно, что «серые» продавцы, успешно реализующие свои мобильные телефоны в Беларуси, лишены этих проблем», — сетует он. По оценке компании «Евросеть», наклейка контрольных марок у крупных операторов увеличивает стоимость мобильного телефона на 7 %, у мелких игроков рынка — на 10—15 %. Между тем наклейка марок в пределах Беларуси или хотя бы на подступах к отечественным таможенным терминалам увеличивала бы итоговую стоимость товара лишь на 0,5—1,5 %. Но, с другой стороны, такой шаг снизил бы эффективность маркировки в борьбе с «серыми» поставками. С пересечением границы пути «непроштампованных» товаров быстро бы терялись. 

Продавцы отмечают: введение обязательной наклейки марок в белорусских реалиях единственно возможная мера пресечения контрабандного импорта. Но при отсутствии параллельных жестких мер по отношению к нелегальным торговцам она оказывается неэффективной. Предприниматели уповали на постановление Совмина № 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет», благодаря которому число Интернет-магазинов, торгующих «серыми» сотовыми аппаратами, должно было поубавиться, но этого не произошло. Массовые контрольные закупки, которые обещали чиновники, пока не стали тотальными. Через Интернет и по газетам частных объявлений сегодня по-прежнему реализуется львиная доля мобильников. 

Не «задушена» и отверточная сборка мобильных телефонов. Сегодня на вторичном рынке достаточно распространена ситуация, когда из двух­-трех бэушных аппаратов собирают один «новый» и реализуют его. 

Смотрите, кто пришел! 

Совсем недавно о своем выходе на белорусский рынок объявила компания «Связной» — второй по величине сотовый ритейлер России. Но, даже несмотря на то, что этот оператор приходит, по сути, «на готовенькое», выкупив контрольный пакет белорусского центра мобильной связи «Белая Вежа», которому принадлежит более 100 салонов по всей республике, многие эксперты со скепсисом оценивают перспективы «Связного» занять свою долю рынка. Сейчас, по их мнению, самое неблагоприятное для этого время. 

По словам президента группы компаний «Связной» Максима Ноготкова, его компания приходит на рынок после продолжительных раздумий о целесообразности этого шага. По сути, речь идет о вхождении в состав учредителей белорусской компании, которая владеет здесь розничными сетями магазинов «Фокус» по продаже фототоваров, оказанию фотоуслуг и подключению к операторам сотовой связи Velcom и «БеСТ», салонов «МегаПлюс» по реализации сотовых телефонов и подключению к МТС. Итоговая сумма сделки не разглашается, однако компания «Связной» уже успела заявить о своем желании вложить 2—3 млн. долларов в ребрендинг сетей, принадлежавших «Белой Веже», а также в изменение их формата. Удивительно, но действующие участники рынка оценивают приход крупного конкурента положительно. По мнению большинства владельцев сотовых салонов, «Связной» совместно с другим крупным оператором — компанией «Евросеть» — в перспективе сможет оказывать влияние на дальнейшее развитие рынка мобильных аппаратов, в частности, займется вопросами сокращения «серой зоны». 

Но путей влияния на контрабандные поставки у крупных игроков немного. По сути, их всего два. Первый — настаивать на проведении регулярных проверок у «серых» продавцов. Второй — добиваться снижения налоговой нагрузки для добросовестных операторов. «Подобное произошло в России год назад, — объясняет Алесь Мухин. — Совместные меры, предпринятые налоговыми и контролирующими органами, снизили рентабельность «серых» продавцов до минимума, и те ушли с рынка. При доходности в 5—10 % им становится совсем невыгодно работать». 

Как считают специалисты, если жизнь на рынке сотовых телефонов наладится, то в ближайшие 3—4 года он займет 3—4-е место по объему продаваемых аппаратов в СНГ, после российского, украинского и казахского. 

--------------------------------

Замолчит ли «серый» телефон? 

Проконтролировать судьбу каждого отдельного мобильного телефона можно по уникальному 15-значному серийному номеру IMEI (International Mobile Equipment Identifier — международный идентификатор мобильного оборудования), который по умолчанию «зашит» в его программном обеспечении. Включенные телефоны постоянно посылают сигнал, в том числе и свой IMEI, на ближайшую базовую станцию. Это своеобразная «метка» телефона, которая дает возможность контроля за импортом мобильников. Нелегально ввезенный в страну аппарат обнаруживается в сети оператора, и его можно отключить буквально в считанные секунды. 

Относится это и к белорусским реалиям. Несколько лет назад активно муссировались слухи, что Госинспекция по электросвязи может потребовать отключить все телефоны, не прошедшие процедуру регистрации. Однако этот сценарий развития событий и сегодня кажется маловероятным. Во-первых, без сотовой связи разом оказались бы 90 % абонентов. А во-вторых, сотовые компании и сами не хотят никого отключать, так как считают, что отслеживать «серые» поставки — это полицейские функции, которыми должны заниматься силовые органы. 

Однако сегодня эксперты предлагают не сбрасывать со счетов возможность блокировки «серых» телефонов. Угроза ее введения способна кардинально изменить расстановку сил на рынке сотовых аппаратов. Единственное, что необходимо, —  это четко продумать механизм. Скажем, с определенной даты «пускать» в сеть только «белые» аппараты. 

--------------------------

ОФИЦИАЛЬНО 

l Как сообщили в Государственном таможенном комитете, Беларусь в январе—июне 2007 года увеличила импорт мобильных телефонов в 2,58 раза по сравнению с аналогичным периодом 2006 года — до 184,227 тыс. шт. на сумму 19,768 млн. долл. (рост в 2,67 раза). 

l Согласно данным ГТК, наибольшее количество мобильных телефонов было импортировано из Венгрии — 73,4 тыс. штук (рост в 3,5 раза), Кореи — 44,89 тыс. штук (рост в 2 раза) и Китая — 42,39 тыс. штук (рост в 2 раза). 

l По оценке ГТК, ежегодные потери белорусского бюджета от нелегального ввоза мобильных телефонов, рассчитанные с учетом средней цены телефона 100 долларов, таможенной пошлины в размере 5 % и ставки НДС 18 %, составляли более 23 млн. долларов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter