Сухой счет, или Лесная быль о хозяйственной нерасторопности и утраченных миллионах

Реализация Госпрограммы развития лесного хозяйства Беларуси...

А как прекрасно все начиналось! В рамках реализации Госпрограммы развития лесного хозяйства Беларуси на 2011—2015 годы Комаринский и Ельский лесхозы на Гомельщине были определены площадками для реализации проектов по развитию мощностей углубленной переработки древесины. В соответствии с бизнес-планами названных ГЛХУ соответственно в четвертом и третьем кварталах минувшего года здесь должны были заработать современные сушильно-котельные комплексы. Источником финансирования проектов были определены иностранные инвестиции.

Что ж, прекрасный повод для оптимизма работников леса! Ведь, как утверждают специалисты отрасли, очень востребованные в строительной сфере пиломатериалы, пропущенные через сушильные камеры, заметно улучшают свои потребительские свойства. Немаловажна и финансовая сторона вопроса: реализационная стоимость кубометра высушенной в соответствии с технологией продукции возрастает в сравнении с первичным продуктом лесопиления как минимум на 30 евро. Но, как говорят, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Чтобы приобрести необходимое оборудование, лесхозам понадобился... почти год. В декабре 2009 года из-за ограниченности предложений участников тендера на поставку необходимого оборудования он признан несостоявшимся. Та же участь постигла и второй конкурс, в ходе которого лишь один потенциальный поставщик — итальянская фирма «Carmac SRL» — вновь предложила комплексы, соответствующие необходимым техническим требованиям. На поверку названная зарубежная компания и оказалась единственным поставщиком: в первом полугодии 2010 года договоры на закупку по согласованию с Министерством лесного хозяйства были заключены с ней без проведения очередных конкурсных торгов. Финансовыми партнерами лесхозов в осуществлении операций по документарным аккредитивам и кредитным соглашениям с итальянскими банковскими структурами выступили «Белагропромбанк» и «Беларусбанк». Но, опять двадцать пять, договоры с ними на открытие и обслуживание аккредитивов обоими ГЛХУ заключены только через несколько месяцев.

Таким образом, не мытьем, так катаньем Комаринский лесхоз с декабря минувшего до марта текущего года получил предусмотренное договором с поставщиком оборудование: две сушильные камеры объемом 50 кубических метров каждая и модульную котельную мощностью 500 кВт/ч. Коллеги комаринцев ельчане стали обладателями трех сушильных камер общим объемом 360 кубических метров и модуля-котельной мощностью два мегаватта, оплатив за них итальянской стороне более 412 тысяч евро. Казалось бы, до заветной цели — установки и запуска комплексов, соответственно, получения дополнительных доходов лесхозами — уже рукой подать.

Выяснить, все ли запланированное удалось осуществить коллективам работников леса в рамках инвестпроектов, взялся Комитет государственного контроля Гомельской области. Выводы контролеров неутешительны: желаемое далеко не соответствует действительному.

— В ходе мониторинга состояния дел на местах и взвешенного анализа материалов на совещании Комитета госконтроля области, состоявшегося по этому вопросу в последние августовские дни с участием руководителей Гомельского производственного лесохозяйственного объединения и лесхозов, выяснилось, что из-за отсутствия последовательности, плохого планирования мероприятий, а также нерасторопности и недостаточной дисциплины кадров лесного хозяйства установленные сроки ввода сушильно-котельных комплексов в Комарине и Ельске были сорваны, — отмечает в беседе с корреспондентом «Р» главный специалист управления контроля за работой агропромышленного, лесохозяйственного и природоохранного комплексов контрольного органа Валерий Денисенко. — Приняты во внимание заверения руководителей коренным образом исправить ситуацию: завершить работы по вводу оборудования в Комаринском лесхозе до 15 октября, в Ельском — на месяц позже…

Время Х для комаринцев наступает уже буквально через несколько дней. С представителем контрольного органа едем на Брагинщину, чтобы выяснить, насколько серьезные шаги сделаны здесь по реализации инвестпроекта. К удивлению, кроме разгрузки сортиментовоза, на пилорамной площадке промышленного участка ГЛХУ в Комарине иного оживления мы здесь не обнаружили. Другими словами, вместо напряженной работы — тишь да гладь. Полученное более чем полгода назад крупногабаритное оборудование на сумму 220 тысяч евро по-прежнему было складировано под открытым небом, часть его находилось в гаражном боксе.

— Сроки монтажа комплекса сдвинулись по причине непредоставления итальянской фирмой-поставщиком технической документации, прежде всего чертежей устройства фундаментов, — поясняет исполняющий обязанности директора, главный лесничий ГЛХУ «Комаринский лесхоз» Иван Тимовский. — Наши письменные и телефонные обращения на этот счет итальянские партнеры проигнорировали. В итоге мы вынуждены были обращаться для разработки технического проекта в одну из проектных организаций нашей республики.

Главный специалист Комитета госконтроля Валерий Денисенко подтверждает: действительно, названная документация по контракту должна была поступить в лесхоз в течение 20 дней с момента получения авансового платежа за оборудование. Тем не менее для предъявления поставщику претензий юридических оснований практически нет: в договоре не оговорены меры ответственности итальянской стороны за невыполнение контрактных условий. И это в первую очередь результат упущения самих лесохозяйственников.

Почему-то только в день нашего посещения промплощадки здесь появилось несколько строителей из брагинской ПМК-91. Разгрузив щиты, они неспешно занялись разборкой старой опалубки. Такой подход подрядной организации к вводному объекту показался странным. Как пояснили в лесхозе, диалог со строителями у заказчика ведется непросто. Подготовкой площадки под фундамент они занялись около двух месяцев назад. Но заливка бетона была приостановлена: возникли проблемы с цементом. Появился цемент — строители заявили о неисправности автомобиля-бетономешалки. Лесхоз изыскал и проплатил на приобретение резины для автомиксера 12 миллионов рублей. Но неделю назад, появившись на объекте, работники мастерка и нивелира... снова ретировались: рабсила по указанию руководства Брагинского района и ПМК была переброшена на более «горящую» стройку.

— Разве нельзя было подыскать более ответственного подрядчика? — поинтересовались у исполняющего обязанности руководителя лесхоза.

— Может быть, и можно, но в этом случае деньги лесхоза, проплаченные строителям, а соответственно и налоговые поступления пойдут в бюджет другой территории, а это в нашем районе не приветствуется, — парировал Иван Тимовский.

...Пока в Ельском лесхозе живут ожиданием проектно-сметной документации на установку сушильного комплекса да готовят котлован под фундаменты, а в Комаринском принимают очередные сетования подрядчиков на нехватку бетона на растворном узле Хойникского завода ЖБИ, сухой счет упущенной экономической выгоды все труднее пополнять за счет других источников. С декабря минувшего года — времени поступления в Комарин первой партии оборудования сушильно-котельного комплекса — здешний лесхоз ежемесячно погашает выданный ему на закупку оборудования иностранный кредит. А это ни много ни мало 3660 евро ежемесячно. Еще более внушительными выглядят выплаты Ельского лесхоза. Тем не менее дорогостоящее оборудование, призванное улучшать финансовое положение хозяйствующих субъектов лесного хозяйства, длительное время лежит здесь мертвым грузом. А ведь по приблизительным подсчетам контролеров, при его своевременном вводе только за восемь месяцев текущего года оно могло «заработать» для обоих лесхозов дополнительно более миллиарда рублей...

На снимках: «На этом месте должен был работать сушильно-котельный комплекс!» — разъясняет главному специалисту КГК Гомельской области Валерию Денисенко (справа) главный лесничий Комаринского лесхоза Иван Тимовский; дорогостоящее оборудование несколько месяцев лежит под открытым небом.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter