Сухая бухгалтерия войны. Историю нельзя переписывать, но иногда полезно пересчитывать.

В Великую Отечественную войну ратные умельцы экстра-класса сражались по обе стороны фронта. Их называли асами. Летчики. Танкисты. Моряки. Осталось только разобраться, чьи персональные боевые рекорды на самом деле были более весомыми – наши или немецкие.

В Великую Отечественную войну ратные умельцы экстра-класса сражались по обе стороны фронта. Их называли асами. Летчики. Танкисты. Моряки. Осталось только разобраться, чьи персональные боевые рекорды на самом деле были более весомыми – наши или немецкие.

Зарубки на броне

Дмитрий Лавриненко. Летом и осенью 1941 года его имя гремело по всему фронту от Черного до Баренцева моря. «Равняйтесь на Лавриненко!» «Бить врага, как танкист-гвардеец!» – кричали газетные передовицы. Он участвовал в 28 ожесточенных схватках с противником и всегда выходил победителем. Результат – 52 уничтоженных танка противника. Причем львиную долю из них он сжег и подбил в тяжелейших оборонительных боях под Москвой осенью 1941 года. 
1-я гвардейская танковая бригада, в которой воевал Лавриненко, дралась с врагом бок о бок с дивизией Панфилова. Горькие уроки летних боев, когда, атакуя противника в лоб, мы несли катастрофические потери в технике, пошли нашим танкистам впрок. И теперь они применяли в бою более верный способ – били противника из засады. Лавриненко был в этом деле настоящим виртуозом! Пример – бой у деревни Лысцово в середине ноября 1941-го. Свою «тридцатьчетверку» Лавриненко поставил буквально в чистом поле: выкрашенная белилами, машина в заснеженном пространстве была почти незаметна. Вскоре на дороге, идущей вдоль поля, показалась немецкая бронеколонна. Лавриненко ударил по бортам сначала головных фашистских машин, затем тут же перенес огонь на замыкающих и, не давая противнику опомниться, сделал несколько залпов по центру колонны. Итог – шесть сожженных машин. Пока немцы приходили в себя, «тридцатьчетверки» уже и след простыл.
Три дня спустя экипаж Лавриненко устроил фашистам новый «концерт», на сей раз у поселка Гусенево. Подскочив на полной скорости почти вплотную к ползущим по Волоколамке вражеским танкам, «тридцатьчетверка» резко отвернула в сторону и застыла на месте. Тотчас раздались выстрелы. Лавриненко бил в упор. Первым же выстрелом был уничтожен головной танк. Остальные встали, превратившись в прекрасную мишень для нашего экипажа. Семью снарядами он уничтожил семь машин.

Восьмой фашист успел удрать…

А как обстояло дело с асами в стане противника? Если верить германским источникам, самым результативным танкистом в панцерваффе был Михаэль Витман, уничтоживший 138 бронированных машин. За ним идет Отто Кариус – 135. На фоне бравой статистики немцев боевой результат Лавриненко, кажется, меркнет, однако не будем спешить с выводами. Рабочей «лошадкой» немецких асов был все-таки «Тигр», самый известный тяжелый танк той войны, появившийся на фронте лишь в конце 1942 года. Сравнивать его с «тридцатьчетверкой» Лавриненко образца 1941 года, во многом еще сырой, просто нелепо. Это машины из разных весовых категорий. Бронирование, вооружение, качество оптики – все за «Тигра». Наконец, и Витман, и Кариус успели провоевать каждый по несколько лет. Лавриненко – всего лишь пять месяцев. Последний – пятьдесят второй – танк он уничтожил 18 декабря 1941 года. А на следующий день погиб.  Погиб случайно, нелогично – осколок одинокой шальной мины пробил ему сердце. И можно только представить, каким мог быть итоговой счет нашего аса, доживи он до победного мая 45-го. И какими пигмеями смотрелись бы тогда на его фоне хваленые бойцы из панцерваффе.

Колымские рассказы крошки Хартмана

Иван Кожедуб, Александр Покрышкин, Николай Гулаев, Борис Сафонов… Мы хорошо знаем имена наших воздушных асов, мастеров небесной войны. А как смотрятся их результаты на фоне достижений лучших немецких пилотов? На первый взгляд – бледновато. На личном счету Кожедуба – 62 сбитых самолета, Покрышкина – 59, Гулаева – 57. У немцев же тройка призеров выглядит так: Эрих Хартман – 352, Герхард Баркхорн – 301, Гюнтер Рааль – 275. Впечатляет, не правда ли? И здесь мы вроде дышим фрицам в спину, однако не спешите вешать нос. Многие историки авиации настойчиво, с цифрами в руках доказывают, что пропахшую нафталином бухгалтерию наших летчиков-асов давно пора скорректировать в сторону ее увеличения. В частности,  личный счет Покрышкина должен быть увеличен как минимум вдвое – до 116 уничтоженных машин. Дело в том, что Александр Иванович, человек широкой русской души, попросту дарил свои сбитые самолеты друзьям-однополчанам. И так, как Покрышкин,  поступали другие известные летчики. Например, Борис Сафонов, истребитель-североморец, дважды Герой, погибший 30 мая 1942 года, защищая союзный конвой. Официально на личном счету Бориса Феоктистовича значатся 22 «немца». Хотя на самом деле он сбил гораздо больше. Но у Сафонова было железное правило – больше одного сбитого за бой себе не писать. А он сбивал и по два, и по три самолета за раз. «Излишки» же попросту отдавал своему ведомому и другим летчикам эскадрильи.
К тому же в советских ВВС во время войны действовал поистине драконовский порядок фиксации личных побед. Пленки фотопулеметов у нас, в отличие от люфтваффе, никогда не считались достаточным свидетельством успеха. Впрочем, как и показания других участников воздушного боя. Требовались письменные подтверждения наземных войск с обязательным указанием места падения сбитого самолета. А в первой половине войны в некоторых штабах от летчика даже требовали заводскую бирку с мотора сбитой машины.
Что касается лучшего аса люфтваффе Эриха Хартмана, то вторая половина из якобы сбитых им 352 машин подтверждается лишь таким весьма спорным источником, как письма Эриха к жене. Летная книжка пилота и штабные документы истребительной эскадры, в которой он воевал, утрачены безвозвратно еще в 1945 году. Вдобавок, по некоторым данным, за время войны сам Хартман был сбит более десяти раз. И это – лучший пилот Третьего рейха!
В конце концов воздушные успехи – реальные и мнимые – вышли Хартману боком. Вскоре после победы Белокурый рыцарь рейха, как величали его трубадуры из ведомства Геббельса, скинул свой офицерский китель и в телогреечке по этапу отправился в один из сибирских лагерей – лес пилить. Советский суд не поскупился, впаял любимцу фюрера полновесный  «червонец» по статье «Порча социалистического имущества».

В тени Маринеско

Тот неистовый шум, который в последние годы был поднят в СМИ вокруг имени Александра Маринеско, сослужил нашим подводникам в общем-то вредную службу. Вся картина подводной войны оказалась скособоченной в сторону одного только действующего лица. Маринеско возвели на пьедестал. В результате – о нем сегодня знают все. Тогда как об остальных «морских волках» – лишь узкий круг специалистов. Согласитесь, это несправедливо. Тем более что среди них, оставшихся как бы в тени,  немало достойных людей, мастерством своим не только не уступавших, но даже превосходивших Александра Ивановича. Все зависит от критерия оценки. Как и что считать в первую очередь – вот вопрос из вопросов. У летчиков с этим проще: сшиб стервятника – получай еще один зачетный балл. А как выявить самого-самого у подводников? По количеству потопленных им судов? Или все-таки по их тоннажу? Наконец, и сами лодки, на которых они воевали, различались по классу. Помимо обычных «щук» и «эсок», стрелявших торпедами, в море выходили и так называемые минзаги, главным оружием которых были мины. В общем, как ни крути, единой табели о рангах все равно не получится. Ну и ладно, разобьем эту табель на главки.
Итак, тоннаж. По этому критерию асом номер один в советском подплаве является Александр Маринеско – 41 000 тонн. Он обессмертил свое имя, пустив на дно фашистский лайнер «Вильгельм Густлоф». 
Список же самых удачливых командиров возглавляет Валентин Стариков – 14 уничтоженных кораблей и транспортов противника. Второе и третье места делят между собой балтиец Иван Травкин, мастер «бесперископных атак», и североморец Николай Лунин – по 13. Достаточно сказать, что после атаки Лунина немецкий линкор «Тирпиц» не рискнул продолжить охоту за конвоем РQ-17. С серьезными повреждениями «Тирпиц» ушел на ремонт в Норвегию, где несколько месяцев спустя его достали с воздуха английские бомбардировщики.
Среди минных заградителей не было равных Петру Грищенко – 18 уничтоженных судов. Сама по себе минная постановка – сложный и очень опасный маневр, который Грищенко довел до идеала. Дождавшись, пока пройдет тральщик, он ставил мины буквально перед самым носом идущего следом транспорта. Таким образом, успех атаки был гарантирован на 100 процентов. Вторую и третью строчки в топ-листе подводных минеров занимают Александр Матиясевич – 17 и Владимир Коновалов – 7 уничтоженных кораблей.
В немецких кригсмарине титул «короля глубины» принадлежит Отто Кречмеру. На его боевом счету – 44 потопленных транспорта, в основном английских. Впечатляет? Еще как! С одной, правда, существенной оговоркой. Все свои победы Кречмер одержал еще до начала войны с СССР. В то время караваны союзников пересекали Атлантику без какого-либо серьезного прикрытия. Как только это прикрытие появилось, успехам Кречмера пришел «алес капут»! 25 марта 1941 года его лодка нарвалась на британский эсминец и была им потоплена. Кречмер взят в плен. На этом война для немецкого аса номер один была закончена.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter