На уютной сцене минского Театра–студии киноактера прошла премьера комедии Легкой жизни никто не обещал

Суета вокруг дивана

На уютной сцене минского Театра–студии киноактера прошла премьера комедии «Легкой жизни никто не обещал»

На уютной сцене минского Театра–студии киноактера, многие годы одной из самых аншлаговых площадок города, прошла премьера комедии «Легкой жизни никто не обещал» по пьесе французского драматурга Жан–Клода Ислера в постановке художественного руководителя театра Александра Ефремова. Феерическая французская комедия положений — то, что доктор Сайков прописал под занавес сезона, когда мысли уже не о ролях и пьесах, а о гостеприимном отеле, мягком песке, шезлонге и ледяном мохито в стаканчике. Ну или о романтической поездке в город любви и круассанов. Но надо собраться с силами.


В «Легкой жизни...» из живого классика Ефремова выглянул не менее живой жизнелюб и оптимист — что он прекрасно сыграл когда–то в комедии Дмитрия Астрахана «Перекресток» — такой витальный жизнестойкий характер, способный противостоять любым ударам судьбы. Миша с хитроватым прищуром. Ловкач от музыки, трюкач от жизни, добивающийся своих целей любыми средствами. Но все равно подкупающе симпатичный. Чем? Видимо, тем, что по воле сценариста Данилова и режиссера Астрахана называл вещи своими именами.


В премьере «Легкой жизни никто не обещал» успешный кино– и театральный режиссер Александр Ефремов чем–то неуловимо похож на позднего Алена Рене — классика французского кино, ушедшего от нас в этом году в возрасте 91 года. (Рене не был бы Рене, если бы за две недели до смерти не помахал нам ручкой, презентовав на Берлинале свой последний фильм с говорящим названием «Любить, пить и петь».)


«Сердца», «Сорняки», «Вы еще ничего не видели» — поздние шедевры Рене, в которых он высмеивает бестолковость и самомнение интеллигенции, ее прихоти и капризы; комплексы и потребительскую философию среднего класса; условности и видимое благополучие аристократии, которая на самом деле давно уже выродилась (об этом раньше всех стал бить тревогу Лукино Висконти в «Гибели богов» и «Туманных звездах Большой Медведицы»).


В новой комедии от коллектива, счастливо работающего в кинотеатре «Москва», — кстати, заодно и с ремонтом кинотеатра поздравить можно — тот же ритм, та же словоохотливость, те же яркие цвета и суета, что и в безжалостной сатире Рене. Этот стремительный, в чем–то безрассудный спектакль похож на оперетту, в которой вот–вот запоют, или на комедийный ситком, где вместо закадрового смеха дружный гогот зрительного зала.


Режиссер словно бы говорит: только умоляю, не надо актерского «серьеза». Александр Тимошкин — любимец зрительниц вдруг обнаруживает в себе повадки настоящего французского буржуа, который все делает в этой жизни с оттенком усталой обреченности и легкой ленцой, чего бы это ни касалось. Блестящая актерская эволюция: от затюканного жизнью инженера из «Мы идем смотреть «Чапаева» Олега Данилова (позже эта пьеса превратилась в не сходящий теперь с телеэкранов хит «Ты у меня одна») до парижского любителя «клубнички». Ироничный Александр Бранкевич тоже точно вписался в образ богемного лоботряса, сидящего до 40 лет на шее у родителей и пописывающего претенциозные стишки.


Пьеса о дуализме жизни. Драматург Жан–Клод Ислер словно бы ставит за спиной зеркало и просит посмотреть на себя с другой стороны. Увидеть свои некрасивые уши, из которых торчат волосы, и намечающуюся лысину. Солидный преподаватель заводит роман с молоденькой девчушкой, которую взялся подтянуть по математике. И совесть его совершенно не гложет. Но что он скажет, когда его дочь приведет в дом человека гораздо старше себя?


...Российская актриса Наталия Коляканова как–то пожаловалась в интервью, когда ее спросили, как ей так блестяще удаются комические образы в фильмах Павла Лунгина: «Павел Семенович ставит мне всегда одну задачу: играй, как шампанское! Как будто тебя только из бутылки выпустили! Знал бы он, чего это стоит...»


Вот это самое «играть, как шампанское» нам не всегда удается. Мы можем играть, как простокваша, как кисель, даже как сбежавшее молоко, — но как шампанское получается не у всех. Для этого, наверное, действительно надо родиться французом или быть им в душе.


Премьера «Легкой жизни никто не обещал» — шаг в сторону раскрепощения театрального искусства, которое все еще часто боится показаться смешным. Так что ставим шампанское в лед, надеваем плавки, берем доску для серфинга и вслед за еще одним жизнелюбом — писателем Василием Аксеновым попытаемся проверить факт из его последнего романа «Редкие земли»: действительно ли основным растением Биаррица является тамариск?..


Добрый зритель в 9–м ряду.


Советская Белоруссия №117 (24500). Вторник, 24 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter