Очерк о судье Минского областного суда Дмитрии Клещенке

Судья как судьба

Заместитель председателя Минского областного суда Геннадий Федорович Клещенок — один из авторов «СБ»...

Заместитель председателя Минского областного суда — председатель коллегии по уголовным делам, почетный работник юстиции Геннадий Федорович Клещенок — один из авторов «СБ». Его комментарии к материалам по уголовным делам, рассматриваемым в облсуде, всегда компетентны и разносторонни. Ибо опираются не только на профессиональную практику, но и на большой жизненный опыт. Его биография во многом типична для руководителей такого ранга. И в то же время окрашена яркими и своеобычными индивидуальными чертами.


В деревню Большой Вязок Крупского района он спешит, как только выдается свободная минута. В выходные, в праздники, во время отпуска. Для него это место дороже всех вселенских достопримечательностей, красот и чудес, вместе взятых. Потому что здесь он родился, вырос. Потому что здесь, в старом тенистом саду, стоит небольшой дом. Тот самый, из песни: «Домик окнами в сад, там, где ждет меня мама...» Мария Кирилловна ждала и ждет его всегда. С любовью и нежностью. На его висках — блестки седины, у глаз — лучики морщинок. Двое уже женатых сыновей, ее внуков. Он давно даже не взрослый, а повидавший и глубоко познавший жизнь зрелый мужчина. Но для мамы всегда остается ребенком. И, удивительное дело, приезжая к ней, сам будто прикасается к своему далекому детству. Когда мама, как много–много лет назад, на завтрак печет ему драники и жарит яичницу. Когда после завтрака наказывает, что и как надо сделать по хозяйству. Маме скоро 80, но она садит целое картофельное поле, большущий огород, растит кабанчиков, держит кур. Считает: жить в деревне без хозяйства, пока есть хоть какие силы, грешно. Помогают дети. Старшая, Алла, и младший, Александр, которые живут рядом, в Крупском районе. И он, средний, минчанин.


Работается споро. Его руки привычны к любому сельскому труду. С детства. Работать приходилось много. Иногда — тяжело. Сельская закалка, которая формировала не только крепость мышц, но и твердость характера, сохранилась на всю жизнь. И не раз выручала в самых разных ситуациях.


После того как мамин план на сегодня выполнен, он умывается, затепливает дымарь, надевает сетку и идет к ульям. Отец, Федор Ильич, работал бригадиром на ферме. Пчелы были его страстью, которая передалась сыну. Отца нет уже 8 лет. А их общая страсть, а теперь еще и теплая светлая память об отце, — вот она. Летает, жужжит, несет и запечатывает в соты душистую взятку. Мед прозрачен, текуч и источает тонкий аромат первоцветов.


Солнце между тем медленно клонится к закату. Пахнет молодой листвой и свежим сеном. Ни звука, ни шороха на деревенской улице, ни всплеска в обвивающей околицу верткой речушке Може. Удивительное время, когда легко дышится и хорошо думается. Когда мысли текут плавно, размеренно и картины минувшего близки и необычайно ярки...


Он покинул отчий дом совсем юным. После 8–го класса поступил в Оршанское индустриально–педагогическое училище. Мама получила когда–то педагогическое образование, работала библиотекарем. Отсюда — оставшееся до сих пор его увлечение чтением. Отсюда и выбор той, первой его профессии. После окончания училища год проработал в Междулесской средней школе Березовского района учителем труда и черчения. Работа нравилась. И он был уверен: это как раз и есть его истинное призвание. Но судьба, как это нередко бывает, внесла свои коррективы.


В 1981–м его призвали на срочную. Служил в береговой части Балтийского флота, которая базировалась в польском Свиноустье. Готовился к поступлению в пединститут. В Польше тогда было введено военное положение. Ощущалось негативное отношение некоторых агрессивных личностей к нашим военнослужащим, в том числе — к молодым матросам. А ведь матросы эти были детьми тех, кто не дал фашистскому сапогу растоптать Польшу. 600 тысяч советских солдат сложили здесь свои головы. Такое отношение было оскорблением памяти павших и их земляков. Именно тогда он впервые серьезно задумался о справедливости. Ее значении и огромной важности. Настроение матроса Клещенка не мог не заметить его командир, капитан 2–го ранга Николай Серафимович Хоменко, который был для подчиненных огромным, считай, отцовским авторитетом. С его легкой руки после окончания службы Геннадий не стал подавать документы в педагогический; поступил в Высшую следственную школу МВД СССР в Волгограде.


Учился упорно, на совесть. Утверждение «знание — сила» было для него не пустым лозунгом, а основой для успешной работы в будущем. Знания очень пригодились, когда в 1987–м уже семейным человеком — с молодой женой и годовалым первенцем — 26–летний лейтенант милиции, следователь Геннадий Клещенок по распределению прибыл в Крупский РОВД.


Конец 80–х — начало 90–х — время смутное и сложное. Тотальный дефицит. Многомесячные задержки зарплаты. Остановки производств. Безработица. Безудержная пропаганда махрового индивидуализма, культа силы и денег. На этой почве преступность расцветала махрово и угрожающе. Доморощенные «медвежатники» регулярно взламывали колхозные и совхозные сейфы. Едва ли не повседневностью стали дерзкие кражи из городских и сельских магазинов. На проходящей через район трассе Брест — Москва наглые молодчики, вооруженные битами, грабили автобусы с шоп–туристами... Иной раз приходилось одновременно расследовать по 10 и более дел. Но он никогда не торопился с выводами. Был дотошным, скрупулезным. Думал. Размышлял. Ибо считал: главное в его работе — справедливость. Когда жесткие требования закона непременно и однозначно сочетаются с нравственностью, совестливостью, человечностью его применения. Он до сих пор помнит женщину, мать детей, которая санкционировала вывоз за пределы республики мясопродуктов. Тогда это строго каралось. Но в действиях подозреваемой не было и капли корысти. Деньги, вырученные от сделки, пошли на погашение долгов по зарплате десяткам людей, которые смогли накормить свои, по сути, голодавшие в то время семьи. Он расследовал дело целых полгода. Тщательно и с болью душевной. И был очень рад, когда суд назначил условное наказание. Это было справедливо.


В 1991–м ему предложили попробовать силы на судебном поприще. Он дал согласие. Началась работа в новой ипостаси. Районный, областной, Верховный суды. В течение 16 лет — сотни процессов, каждый из которых был для него опять же сражением за справедливость. Он не только предельно внимательно изучал и анализировал материалы. Главным для него всегда было настроить участников процесса на сотрудничество с судом, наладить максимально возможный доверительный контакт с подсудимыми, свидетелями, потерпевшими. И в итоге вынести такое решение, которое, даже несмотря не несогласие обвиняемого с назначенным наказанием (а соглашаются редко), самим этим обвиняемым в конце концов было бы признано справедливым.


Возможно, для кого–то парадокс, но он считал и считает, что судья в первую очередь должен быть человеком сострадающим. И самое пристальное внимание обращать на смягчающие обстоятельства. Ведь в его руках, по сути, чья–то судьба. До 2003 года в УК существовала статья, которая за угон автомобиля без цели хищения предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 7 лет. Кто были угонщики такого рода? В основном зеленые пацаны, покушавшиеся на транспортные средства «для покататься». Мог ли бывший учитель Геннадий Клещенок отправить такого «гонщика–угонщика» за решетку? В УК есть 70–я статья, предоставляющая суду право вместо лишения свободы применять «иные меры». Ввиду исключительных обстоятельств. Судья Клещенок старался непременно такие обстоятельства найти. В итоге приговор предусматривал отсрочку наказания или исправительные работы, или штраф. Ребята, оступившиеся по глупости, не шли по этапу.


Конечно, случалось, и не раз, когда от ужаса деяний подсудимого сострадание съеживалось и забивалось в самый укромный уголок души. И он не дрогнув подписывал приговоры с максимально возможным потолком наказания. Таким было, например, дело уголовника–рецидивиста, который возле поселка Дачный Минского района зверски избил, изнасиловал и задушил 18–летнюю девушку. Пожизненное заключение в ИК особого режима. И это тоже было, безусловно, справедливо.


На нынешнюю должность Геннадий Федорович Клещенок был назначен указом Президента в октябре 2007 года. Круг его обязанностей обширен и непрост. От контроля за качеством и оперативностью рассмотрения уголовных дел по первой инстанции до анализа судебной статистики и рассмотрения жалоб граждан. Даже конспективно набросать аспекты работы, которая вершится под его руководством, в газетном материале просто невозможно. Лишь несколько штрихов.


В связи с трансформацией преступности (хозяйственные преступления совершаются по более продуманным схемам, активизировалась интернет–преступность) повсеместно внедряется специализация судей. Например, в Минском, Борисовском, Солигорском судах она уже практически полная.


Решается проблема уменьшения количества приговоренных к лишению свободы. К гражданам, совершившим преступления, не связанные с посягательством на личность, а также к ранее не конфликтовавшим с законом, все чаще применяется наказание в виде штрафа, общественных работ, краткосрочного ареста и т.п. Если в 2007 году таких осужденных в Минской области было 74%, то сегодня — 80%.


Интенсифицируется практика примирительных процедур с освобождением от уголовной ответственности. В 2008 году ввиду примирения сторон было прекращено 25 дел из почти 12.000 принятых к рассмотрению судами в Минской области, в 2012–м — 314 из около 7.300.


Областной судейский корпус пополняется молодыми специалистами. Теоретическая подготовка на уровне. Но опыта... Поэтому судьи коллегии по уголовным делам, в том числе и ее председатель, регулярно выезжают на места, где несколько дней работают с новичками. Судьи из райсудов, имеющие непродолжительный стаж, непременно проходят двухнедельную практику в облсуде. Изучают и разбирают дела коллег, составляя соответствующие отчеты. Проводятся семинарские занятия с ролевыми играми, во время которых специалисты областного суда демонстрируют своим коллегам наиболее типичное поведение участников судебного процесса. Обобщение, выводы. С последующим практическим применением...

 

Советская Белоруссия №112 (24249). Четверг, 20 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter