Судьи востребуются все чаще. По какой причине?

Ответ на этот вопрос дает первый заместитель председателя Верховного Суда Беларуси Андрей Федорцов

Ответ на этот вопрос дает первый заместитель председателя Верховного Суда Беларуси Андрей Федорцов. С ним беседует журналист «Р» накануне Дня юриста, который будет отмечаться в воскресенье. 

— Одна из главных ценностей демократического общества, важнейший способ защиты прав человека — осуществление правосудия. Читатели нашей газеты, в целом граждане страны очень ревностно, даже болезненно относятся к каждому факту попрания правосудия. И в то же время очень сильно, до последнего, верят в него. Можно привести массу примеров в подтверждение этой мысли исходя из нашего газетного опыта. На каких китах сегодня держится, Александр Адамович,  правосудие?

— Действительно, осуществлению правосудия граждане придают очень большое значение. Правда, часть населения до сих пор считает суды карательным органом. Конечно, это не так. Нынче основная работа судов сводится к разрешению гражданско-правовых споров. Их количество в последнее пятилетие ежегодно прирастает примерно на 20 процентов. Если в прошлом году судами страны рассмотрено 73 тысячи уголовных дел, то гражданских в три с лишним раза больше — 244 тысячи. Инициаторами их, как правило, являются сами граждане. Достаточно актуальными (и, кстати, сложными) являются споры жилищные, связанные с недвижимостью. Раньше многие граждане не придавали особого значения урегулированию своих земельных правоотношений с соседями, другим  нюансам, связанным с землей. Когда же земля стала объектом купли-продажи, то эти вопросы получили большую актуальность. Возникает немало спорных моментов из-за того, что права новых собственников земли не всегда четко отрегулированы или закреплены документально. Трудовые споры всегда были достаточно распространены, но в последнее время в связи с известными событиями их актуальность и значимость возрастает.

Этот перечень можно продолжить. Свидетельствует же он о том, что труд судьи достаточно интенсивен и востребован.

— Вы заговорили о судейском труде. Что в нем главное?

— Первейшее требование  при осуществлении правосудия — соблюдение требований закона. Поэтому оно не может осуществляться вопреки. Применение закона обычно дает возможность судье добиваться торжества справедливости и вынесения решения, которое в достаточной степени будет понимаемо сторонами. Правда, в судебной практике порой приходится сталкиваться с ситуациями, когда закон не успевает за изменившимися общественными отношениями. Ведь сегодня и экономические, и социальные отношения изменяются достаточно быстро. Но у нас есть Основной Закон — Конституция нашего государства. В затруднительных случаях судья должен принимать решение в соответствии с ней. Такой подход заложен в Кодексе о судоустройстве, процессуальных законах.

Главное для судьи — иметь высокий уровень профессионализма и высокий уровень культуры. Сегодня мы очень много работаем над отбором кадров, претендующих на судебные должности. Уделяем большое внимание повышению квалификации работающих судей. Каждому из них даем возможность один  раз за пятилетие пройти стажировку в нашем институте. Кроме того, раз в пять лет судья районного суда проходит стажировку в областном, а судья областного — в Верховном Суде. Это дает ему возможность изучить специфику споров другого региона.

— Как часто судами выносятся оправдательные приговоры? Как они даются, о чем сигнализируют?

— Ежегодно судами нашей страны выносится около 200 оправдательных приговоров. В прошлом году, например, оправдано 195 человек. Вынесение таких приговоров, как правило, свидетельствует не об уровне демократичности и независимости суда, а  о низком качестве предварительного расследования конкретных уголовных дел. Как к обвинительным, так и к оправдательным приговорам судьи относятся очень ответственно. Приговоры судов тщательно анализируются и вышестоящими судебными инстанциями.

Недавно на самом высоком уровне — заседании президиума Верховного Суда — мы внимательно анализировали приговор, который вынесла судья суда Минского района Ирина Майко. Она рассматривала уголовное дело, по которому в качестве обвиняемых проходили три человека. Они обвинялись органами предварительного расследования в том, что вымогали у предпринимателя 136 тысяч долларов, требовали, чтобы им передали имущество фирмы стоимостью 82 миллиона рублей. Районный суд пришел к выводу, что один из обвиняемых виновен в совершении преступлений, и приговорил его к десяти годам лишения свободы. И в то же время суд пришел к выводу, что вина двух других обвиняемых в инкриминируемых им действиях не доказана, а потому вынес в отношении их оправдательный приговор. Президиум Верховного Суда подтвердил, что этот приговор вынесен правомерно и законно.

— Насколько вас, Александр Адамович, в целом  удовлетворяет качество отечественного правосудия?

— На сегодняшний  день мы достигли достаточно высокого качества правосудия. Такого уровня пока не могут добиться наши коллеги из ближайших стран. Хотя я прекрасно понимаю: каждого человека прежде всего интересует, озадачивает и тревожит конкретное, его  касающееся незаконное решение или  ошибочно вынесенный приговор.

Мы уделяем очень большое внимание не только качеству, но и культуре правосудия, организации судебных процессов, их досудебной подготовке. Сегодня у нас нет особых проблем с выполнением требования, связанного со сроками рассмотрения дел. Поэтому мы пошли дальше и уже требуем от судей, чтобы дело было рассмотрено в первом судебном заседании.  Требование наше таково: чтоб человек пришел один раз в суд и получил конечное разрешение своего спора.

 Есть тут и определенные резервы. Граждане, на наш взгляд, не уделяют должного внимания получению в полном объеме юридической помощи, которую им могут оказать адвокаты. У тех, кто пренебрегает этими возможностями, требования  оказываются не всегда подготовленными и обоснованными. Хотя надо отметить, что в целом доля удовлетворения требований граждан судами достаточна велика — превышает 90 процентов.

Более частое обращение граждан в суды связано с достаточно демократичной, строго регламентированной законом процедурой рассмотрения спора и ее открытостью.

— Могу предположить, что главную скрипку при отправлении правосудия играют опытные кадры. Как осуществляется их передвижение по судейской вертикали? Каким образом реагируете на промахи и отмечаете достижения?

— Кадровую политику Верховный Суд проводит совместно с Министерством юстиции. Мы постоянно анализируем состав каждого суда. Добиваемся при этом сочетания опыта и знания законов. Очень принципиально подходим к тем, кто допускает нарушения законодательства. Меры к нерадивым судьям принимаем жесткие, вплоть до увольнения с работы. Все судьи проходят процедуру переназначения, в ходе ее мы делаем тщательный анализ работы суда, указываем тем, кому доверено вершить правосудие, на их недостатки и упущения, поощряем тех, кто безупречно делает свое нелегкое дело.

 В ряде регионов у нас есть судьи, которые  в совершенстве владеют сравнительно недавно начавшим действовать новым административным законодательством. В частности, судья Гомельского областного суда Александр Сужаев. До этой должности он хорошо зарекомендовал себя, будучи судьей в Добруше. Стараемся, чтобы знания и опыт таких профессионалов активно перенимали и другие судьи.

 Как правило, председателями судов являются наиболее опытные, унифицированные судьи. Кстати, законодательство запрещает  претенденту занять председательскую должность, если он меньше трех лет проработал судьей. В Верховный Суд не может попасть на работу судья, у которого судейский стаж менее пяти лет. У большинства из тех, кто осуществляет правосудие в Верховном Суде, такой стаж составляет не менее пятнадцати лет. У единиц он меньше десяти лет. Но эти единицы — свет нашего юридического сообщества и судебной системы.

В штатном расписании Верховного Суда, кстати, 56 судейских единиц, включая и его руководителей. Численность несколько увеличилась два года назад. А так ежегодное пополнение составляет один-два судьи.

Отдельно хотел бы сказать о судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности. Когда мы ее учреждали в Верховном Суде, то были первыми в СНГ, кто пошел на такой шаг. Жизнь показала, насколько эта коллегия нужна и как востребована. Очень важно, что членами ее являются не только опытные юристы, но и квалифицированные патентоведы. Это дает возможность на высоком уровне, скрупулезно и компетентно рассматривать каждое дело, имеющее свою специфику.

В числе тех, кто хорошо себя зарекомендовал, можно назвать Виктора Ракицкого. Начинал он свою карьеру в суде Узденского района, где стал председателем. Затем трудился  в Минском областном суде. В Верховном Суде проявил себя высококвалифицированным юристом, вносит большой вклад в совершенствование уголовного законодательства.

Из опытных судей я выделил бы судью Елену Бакиновскую, которая специализируется на рассмотрении гражданских дел, и Федора Чубковца, который рассматривает уголовные дела. И какие! Чего стоит рассмотрение уголовного дела в отношении членов преступной организации Сергея Морозова. Федор Иванович организовал судебный процесс на максимально высоком уровне, тщательно к нему подготовился, буквально все до мелочей предусмотрел. На примере рассмотрения этого дела, поверьте, очень многому могут поучиться другие судьи. Не случайно усилия Ф. Чубковца получили высокую оценку на государственном уровне. За профессиональное мастерство и образцовое исполнение служебных обязанностей  ему присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Республики Беларусь». Президент высоко оценил труд и других работников Верховного Суда. Судья коллегии по уголовным делам Леонид Москаленко награжден орденом Почета. Судья коллегии по гражданским делам, председатель квалификационной коллегии судей Лариса Филимонихина удостоена ордена Франциска Скорины. Отмечен также большой вклад в осуществление правосудия самых надежных помощников судей — заместителя начальника организационного управления Верховного Суда Елены Гапонцевой, заведующей сектором спецработы и судебной статистики Марины Бачевой.

Мы замечаем и достойно оцениваем вклад в наше общее дело не только судей, но и специалистов, обслуживающего персонала судов. Без их усилий, зачастую рутинного и неброского труда невозможно на высоком уровне отправлять правосудие. В канун Дня юриста хотел бы это особо подчеркнуть и поздравить всех коллег-юристов с профессиональным праздником. Удачи и добра, а также успехов в деле восстановления справедливости и защиты прав и законных интересов граждан. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter