Судебное право

О галерее «Ў»

Отметив свой первый день рождения, галерея «Ў» сделала то, чего меньше всего можно было ожидать после заздравных тостов, восторженных слов в адрес «именинницы» и особенно — после концептуальной выставки небезызвестного Руслана Вашкевича «Шкала Рихтера», приуроченной к этой знаменательной дате. А именно — объявила о проведении общественного суда над галереей «Ў», предложив художникам, искусствоведам и журналистам подтвердить (или опровергнуть) обвинения в том, что ее проекты неактуальны, несовременны и занимается галерея, по сути, тем, что никому не нужно... До сих пор этот процесс будоражит блоггеров и не только их. Дня не проходит, чтобы кто–то еще не поделился в интернете своими соображениями по поводу произошедшего.


Общественный суд, да еще в продуманных супрематических интерьерах галереи — трюк, конечно, эффектный. Но и мне аплодировать этой «рекламной акции» расхотелось после первых же слов «обвинителя» — фотографа и арт–критика Дмитрия Короля. Несмотря на присутствие немногочисленных ряженых, погромыхивающих пустыми винными бутылками в авоськах (напоминая тем самым, что именно было здесь прежде), очень скоро все происходящее перестало походить на развеселое шоу.


— Загляните хотя бы в книги отзывов для посетителей, — предложил Дмитрий. — Увидите, что эти отзывы крайне поляризованны. И, что характерно, немногословны. «Клево» и «отстой» — вот что встречается там чаще всего. Не означает ли это, что современное искусство аннулирует мыслительные способности зрителя, утрачивающего умение выражать свои эмоции более пространно? И не выступает ли оно некоей формой шантажа, когда вы впадаете в ступор и не можете здраво проанализировать, что вы тут видите, а вам говорят, что вы просто неподготовлены?


Что греха таить, подобные речи не раз звучали и в этих стенах. Хотя галерее стоит отдать должное: объяснить, что означает все вывешенное, выставленное и нагроможденное, тут готовы всегда. После первого же вопроса гостя. И восторженные записи в ее книгах отзывов все же преобладают над негативными... Однако мнение о том, что современное искусство дурит народ, подкрепленное расхожим утверждением, мол, «я и сам так смогу», и сегодня остается довольно устойчивым среди минской публики...


Ну а художники готовы упрекать галерею «Ў» в том, что вопреки своим обещаниям год назад она так и не занялась созданием у нас арт–бизнеса. Дескать, раскруткой авторов всерьез не занимается, по–настоящему концептуальных проектов, способных спровоцировать масштабный резонанс, было мало... Дошло до того, что некоторые из участников этого «судебного заседания» уже без иронии стали обсуждать, почему до сих пор никто не попытался выяснить у жителей окрестных домов, что те приобрели взамен утраченного пункта приема стеклотары и гастронома, некогда существовавших в таком удобном месте? И отчего бар «Молоко» и книжный магазин, примыкающие к галерее, в будние дни привлекают куда больше народа, чем проекты «Ў»? Художник Антон Слюнченко так и вовсе категорично заявил, что за современным искусством предпочитает ездить в Киев, в «Пинчук Арт Центр», поскольку не особенно надеется обнаружить его в минских галереях...


Конечно, скандала не произошло. Галерею «Ў» предсказуемо признали «частично виновной», приговорив к «исправительным работам» сроком на 5 лет. В конце концов, год — не такой уж большой срок, чтобы ожидать возникновения в Минске того, чего здесь никогда не существовало. Арт–бизнеса, например... И можно ли так уж строго ее судить, когда одна только «Ў» у нас и пытается по–настоящему играть на поле концептуального искусства? Притом что вопрос о создании Центра современного искусства в Минске практически решен. Ни имена спонсоров, ни место расположения больше не тайна (предполагается, что этот центр появится в парке Челюскинцев). И о поездке белорусов не только на Венецианский бьеннале, но и на Пражский квадриеннале говорится уже как о почти свершившемся событии... Однако (что и продемонстрировал этот импровизированный «суд») пока еще мало кто в Беларуси действительно хорошо представляет, что такое это пресловутое современное искусство. Как им заинтересовать свою и удивить чужую публику. Конструктивных дискуссий на эту тему никто еще не проводил (все, что было, скорее походило на образовательные лекции, изначально отсекающие острые вопросы) — выходит, и здесь «Ў» стала первой... А ведь пора бы уже обсудить это не в масштабах одной–единственной галереи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter