Судьбы их непростое полотно

Не думала не гадала я, что после окончания Витебского государственного индустриально-педагогического колледжа попаду работать мастером производственного обучения в Гомельское профессионально-техническое училище № 3 швейников, которое расположено на территории женской исправительной колонии №4. Что моими ученицами станут девочки, успевшие до своего несовершеннолетия совершить преступления и попасть за решетку…
Не скрою: первые три месяца и поплакать пришлось, и таблетки попить, и себя пожалеть. Не учат мастеров производственного обучения работать с такими ученицами, гасить их гневные вспышки, разбираться в плохом настроении, приспосабливаться к неадекватному поведению человека, лишенного, возможно, самой драгоценной привилегии – свободы…Спасибо моим старшим коллегам – Валентине Петровне Федоренко, Галине Владимировне Ильенковой, другим преподавателям училища, которые научили меня не только особенностям преподавания швейно-портновского дела, но и наблюдательности, терпению, умению находить контакт. Иногда с девочками мы говорим о прошлом. Все как одна оценивают его негативно: «Ужасный и страшный сон», «Стыдно за свои поступки», «Думала, что меня отпустят, а меня осудили, и никто не поддержал, кроме мамы…» Зато мечты о будущем только хорошие: «Пойду работать и буду жить, не нарушая закона», «Попытаюсь все свои мечты воплотить в жизнь». Кстати, училищу в своих замыслах девчонки отводят очень важную роль. Вот что написала в своем сочинении одна из учениц: «Когда я попала в места лишения свободы, то меня удивило, что здесь есть училище, в котором можно получить профессию. Мне нравятся преподаватели – они понятно и ясно объясняют темы занятий, всегда помогут, если что-то не получается…Я научилась шить разную одежду, и когда выйду на свободу, мне это непременно пригодится…» А вторая добавила: «Если бы не училище, в котором меня тепло приняли, я никогда не поверила бы, что в местах лишения могут так по-человечески относиться к осужденным». Не скрою, читать эти добрые и наивные строчки приятно, но вот о чем мы часто размышляем с более опытными коллегами. Конечно, наша профессия пригодится ученицам, но даст ли она им возможность стать независимыми в материальном плане? Если бы девочки могли обучаться востребованным на сегодняшний день специальностям (например, маляра, штукатура, секретаря-референта), у них было бы гораздо больше возможностей успешно трудоустроиться после освобождения. Пошли бы на пользу кружковые и факультативные занятия по развитию творческих способностей… Но для этого нужны новые типовые планы и штаты (последние были утверждены еще в 1987 году), хорошая материально-техническая база, спонсоры, наконец… А еще, мне кажется, понимание того, насколько важны и нужны перемены в учреждениях образования, подобных нашему, где учатся молодые люди с нелегкой судьбой. Ведь в интересах всего общества, чтобы в дальнейшем сложилась она ровно и гладко…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter