О чем шла речь на совещании о перспективах развития микроэлектроники на базе холдинга «Планар»

Судьбу мира определяют технологии

Беларусь сохранила и развивает заложенный в советские времена потенциал микроэлектроники. Высокие технологии определят место стран в конфигурации мироустройства будущего. Развитие отрасли видится в тесном сотрудничестве с Россией и привлечении инвестиций из третьих стран. О чем еще шла речь на совещании о перспективах развития микроэлектроники на базе холдинга «Планар»

Едва переступив порог предприятия, ­­Президент начал разговор с генеральным директором Сергеем Аваковым с простого вопроса, как он выразился, студенческой скамьи: «Микроэлектроника, что это такое?» Объяснение руководителя, быть может, не во всем будет понятно неспециалистам, поэтому Глава государства дал его сам уже во время совещания: «Это то, без чего сегодня трактор не пашет, автомобиль не передвигается, даже мотоцикл, велосипед, все эти товары используют электронику. Я уже не говорю, что самолеты не летают, ракеты тоже в космос не отправляются». Проведя такие ясные параллели, Александр ­­Лукашенко сделал еще более важное уточнение о значении отрасли в глобальном контексте:
— В борьбе за передел мира определяющее значение имеют технологии. Тот, кто обладает ими, способен не только выстоять, но установить в будущем свои правила игры. Так называемый цивилизованный, демократический западный мир без зазрения совести использует технологические рычаги воздействия, вводя санкции, пытаясь поставить на колени неугодные государства — своих конкурентов.

Элементы технологического суверенитета

Таким образом, вполне будет уместным вывод о том, что микроэлектроника является важнейшим элементом обеспечения нашего технического и технологического суверенитета. И для многих, наверное, будет откровением, что здесь Беларусь может вполне уверенно конкурировать с ведущими мировыми представителями отрасли. Причем не только в производстве непосредственно конечных изделий, но и необходимого для этого оборудования и материалов, что, собственно, и составляет основу деятельности холдинга «Планар».

На предприятии Александр ­Лукашенко обратил внимание на внушительные площади, занятые в Минске его структурными подразделениями. Закономерно поинтересовался планами развития производственной площадки. На этот счет прозвучал доклад генерального директора о стратегии, работе по импортозамещению, сотрудничестве на этом направлении с российскими коллегами. Примечательно, что немало замыслов здесь уже реализовано или в работе.

Одно из важнейших направлений деятельности «Планара» — производство фотошаблонов. Они нужны нашему «Интегралу», Академии наук для изготовления микросхем. Но преимущественный объем уходит зарубежным потребителям. Это продукция высочайшего качества и технологического уровня. Любопытный штрих: «Планар» делает на этом направлении семь видов основного оборудования, и по каждому у него от одного до пяти конкурентов из стран Евросоюза, США, Японии. И при этом белорусы представлены на мировых рынках очень достойно.



Еще один опорный сегмент — выпуск полупроводниковых пластин. Ведется работа над обновлением производственной базы в кооперации с партнерами. Важно не просто произвести ту или иную продукцию, но сделать ее максимально компактной и эффективной. Счет здесь идет на нанометры, от которых зависит как производительность, так и конечная стоимость продукции. Чем меньшие размеры имеют изделия, тем они производительнее и ценнее. Александр ­Лукашенко на это заметил:
— Самое главное — знать, куда идти и что делать.
­Президент посетил производственные помещения, где ему доложили о наиболее востребованной продукции холдинга и перспективных разработках. Ряд показанных установок являются без преувеличения лучшими в мире в своей категории. Помимо производственных вопросов, обсуждалось также обеспечение кадрами. Глава государства спрашивал, достаточно ли квалифицированных кадров и как решается вопрос пополнения этого резерва молодыми специалистами.

Наследие и ответственность

Открывая совещание, Глава государства еще раз подчеркнул, какое огромное внимание сегодня уделяется развитию микроэлектроники в мире вообще и на постсоветском пространстве в частности. Он пояснил:
— Не основные причины, но немаловажные: борьба за эти производства и рынки является причиной военных столкновений. Настолько важен этот спектр и часть экономики.
 И я хотел бы сегодня вместе с вами предметно обсудить дальнейшую стратегию и тактику развития отечественной микроэлектроники.


Александр ­Лукашенко обратил внимание на неслучайность выбора места для проведения такого разговора. Оно во многом символическое и даже историческое:

— Именно здесь, на «Планаре», в 60‑х годах прошлого века был создан мозг и сердце микроэлектроники Советского Союза.

Здесь Глава государства сделал краткое историческое отступление:

— Наш знаменитый земляк, нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов, рассказывал, что как‑то в 1980‑х годах встретил министра электронной промышленности всего Советского Союза Владислава Колесникова. И тот признался: проснулся сегодня в холодном поту, приснилось, что «Планара» нет, а раз нет «Планара» — нет больше в СССР электронной промышленности.

Глава государства подчеркнул исключительную справедливость такого вывода:

— Это было действительно сердце электронной промышленности. Здесь были сосредоточены основные мозги электронной промышленности Советского Союза. То была абсолютная правда.  
Когда создавалась эта прорывная отрасль, интеллектуально и финансово ее могли потянуть Америка, Советский Союз и Япония. Тогда у нас работали еще смежные предприятия (в России, Прибалтике), но мозговой центр, сердце было здесь, в Беларуси.


Между тем в период распада СССР возникла реальная угроза утраты этого наследия. ­Президент напомнил:

— В лихие перестроечные и постперестроечные годы сохранить это достояние, даже не национальное, а мировое, удалось только Беларуси. Я прекрасно помню, как меня уговаривали продать, закрыть эти предприятия: купим, завезем все с Запада. Слава богу, как бы это ни было трудно, страна сохранила и «Планар», и «Интеграл», и БелОМО, и «Горизонт», и витебский «Монолит». Но самое главное — научную инфраструктуру в этой наукоемкой отрасли.

Очевидно, что сегодня фактор обладания высокими технологиями имеет определяющее значение для развития государств. Александр ­Лукашенко сделал на этом особый акцент:

— 30 лет прошло. Мы видим что? В борьбе за передел мира определяющее значение имеют технологии. Тот, кто обладает ими, способен не только выстоять, но установить в будущем свои правила игры. Так называемый цивилизованный, демократический западный мир без зазрения совести использует технологические рычаги воздействия, вводя санкции, пытаясь поставить на колени неугодные государства — своих конкурентов.

Интерес партнеров и инвесторов колоссальный

Пока одни государства пытаются наклонить и подчинить себе других, наука движется вперед, а ученые кооперируются. Александр ­Лукашенко уверен, что в развитии микроэлектроники уже нельзя только конкурировать и замыкаться в национальных границах:

— Белорусские производители и сегодня занимают свою нишу на мировом рынке. И это несмотря на глобальный тренд в сторону уже даже не микро‑, а наноэлектроники, когда появились несколько игроков, владеющих технологиями порядка четырех нанометров. Наши достаточно крупные микросхемы остаются востребованными. Они надежны. Но, как я понимаю, нам надо от этих больших глобальных микросхем двигаться в маленькие нанометры.

­Президент обратил внимание, что в кооперации с отечественной гражданской и оборонной промышленностью создаются уникальные продукты: беспилотники, роботы, станки с числовым программным управлением, принципиально новые виды вооружений, бытовая техника мирового уровня и многое другое. Поэтому поле для работы и дальнейшего развития у нас огромное, заявил Александр ­Лукашенко:

— Во‑первых, Россия.  
Наша страна обладает всеми необходимыми компетенциями, чтобы удовлетворить потребности российского рынка после ухода оттуда западных предприятий. Это шанс. И мы его должны использовать. «Росатом», «Роскосмос», «Росэлектроника» — объемы партнерских соглашений должны только расти.


По словам ­Президента, «колоссальный интерес к белорусской микроэлектронике проявляют инвесторы»:

— Мой недавний визит в Зимбабве и Объединенные Арабские Эмираты — прямое тому подтверждение. С нами готовы сотрудничать и хотят инвестировать в развитие нашей промышленности, в том числе микроэлектронной. Притом объемы денег даже не обсуждаются. Мы очень плотно об этом говорили с президентом Эмиратов. Он высказал колоссальную заинтересованность в работе с дружеской Беларусью. Это надо взять на контроль.  
Хорошие финансовые вложения — это возможность коренной модернизации производственной базы, разработки новых технологий и, как следствие, увеличение экспорта.
  В связи с этим Александр ­Лукашенко подчеркнул:

— Самое главное, что меня беспокоит, — чтобы ученые, конструкторы и практики понимали, что надо делать и куда идти. Если у нас такие люди есть, то деньги для этого всегда найдутся. А такие люди есть.

Время актуализировать задачи

По ходу совещания ­Президент напомнил, что аналогичный разговор уже проводился в июне прошлого года. Тогда были определены основные направления с учетом компетенций белорусских специалистов и возможностей в условиях санкционного давления. Теперь настало время актуализировать задачи. Александр ­Лукашенко отметил, что из получаемых им докладов следует, что уже есть некоторые подвижки:

— Совместно с российской стороной сформировали перечень критически важной компонентной базы, которая будет производиться на наших предприятиях, разработана дорожная карта, план по ее освоению.  
Ряд элементов для российских предприятий мы уже начали поставлять. Подписано соглашение о создании совместного белорусско‑российского центра по разработке и изготовлению фотошаблонов.
Он позволит выполнять совместные опытно‑конструкторские работы, снизить зависимость белорусских и российских потребителей от импортных поставок.

­Президент указал на то, что Правительством утверждена Программа развития микроэлектронной промышленности до 2030 года:

— Прошу доложить, насколько просчитаны и амбициозны наши перспективы и взятая планка в дальнейшем развитии отрасли. Что нужно для создания производства более высокого технологического уровня? Инвесторы, готовые финансировать проекты, напомню, есть. Также хочу узнать, как продвигается работа по освоению перечня необходимых для российской промышленности электронных компонентов.


Программа‑минимум

Курирующий сферу промышленности заместитель Премьер‑министра Петр Пархомчик на совещании доложил, что поручения Главы государства, данные в июне прошлого года, выполнены. В центре внимания также обеспечение микроэлектронной отрасли квалифицированными кадрами.

Поделился вице‑премьер и прогнозами развития отрасли на ближайшие годы:
— Суммарный объем выручки от реализации продукции отечественной микроэлектроники и электронного машиностроения в 2025 году вырастет до 200 миллионов долларов. К 2030 году достигнет 330 — 350 миллионов долларов и увеличится по сравнению с 2021 годом в 3,3 раза.
Хочу подчеркнуть, что эти показатели являются программой‑минимум.

Главное поручение ­Президента по итогам состоявшегося разговора: надо ускоряться, насколько это возможно. Ускоряться — не значит все делать в спешке и с бухты‑барахты. Но работать надо оперативнее, тем более что в стране для этого все есть: кадры, компетенции, научная база. При этом производители не должны забывать о росте экспорта и расширении рынков сбыта. Это для них важнейший момент. Кратно должна возрасти и роль фундаментальной науки, обращает внимание Глава государства. Это уже поручение Национальной академии наук. Да, сегодня на каждом крупном производстве есть свои научные наработки и достижения. Но без большой науки прорыв в отрасли невозможен.



ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Аваков, генеральный директор ОАО «Планар»:

— Безусловно, результатом этого совещания станет интенсификация деятельности всех участников отрасли микроэлектроники и более быстрое достижение весомых результатов. Сотрудничество с Россией, безусловно, пошло вверх. Количество заказов возросло. Но справедливости ради надо сказать, что это произошло еще в 2021 году. Появились долгосрочные контракты. В этом и прошлом годах количество желающих купить наше оборудование возросло. Сейчас мы законтрактованы до 2026 года. И только думаем о том, как успеть все сделать. Сейчас запускаем проект по расширению производства.

Александр Рогожник, министр промышленности:

— ­Президент уделил особое внимание развитию микроэлектроники в Беларуси. Можно сказать, что это базовая отрасль для всего промышленного комплекса, особо наукоемкая отрасль. Такими технологиями обладает совсем мало государств в мире, в частности Япония, Соединенные Штаты Америки и ряд других. В этой линейке рядом с ними стоим и мы. Мы сохранили свой потенциал в развитии микроэлектроники и понимаем, куда идем. И ­Президентом была поставлена задача двигаться быстрее. Наращивать объемы производства, захватить те рынки, которые сегодня освободились в дружественных странах, и развиваться в удвоенном, утроенном темпе.

Николай Казак, генеральный директор ГНПО «Оптика, оптоэлектроника и лазерная техника»:

— Микроэлектроника — одно из стратегических направлений в экономике любой страны. Поэтому ­Президент придает большое значение развитию этой отрасли. Мы сейчас работаем над целым рядом новых задач, которые помогли бы нам либо улучшить наши изделия, либо создать новые, осуществить импортозамещение. Александр ­Лукашенко правильно подчеркивает: надо воспользоваться моментом и занять свои ниши, свои рынки, по крайней мере, на постсоветском пространстве, а также в других дружественных странах, которые в этом заинтересованы. Вот был Глава государства в Иране, там микроэлектроника тоже нужна. И даже Китай ведь покупает продукцию у нашего «Интеграла». Хотя у него существует 150 заводов по микроэлектронике.

ФАКТ

Холдинг «Планар» — лидер электронного машиностроения в СНГ. Здесь выпускают специальное технологическое оборудование для производства изделий микроэлектроники по различным направлениям. Среди них лазерно‑оптическое, контрольно‑измерительное оборудование, оптико‑механическое оборудование для литографических процессов, формирования топологических структур на фотошаблонах и полупроводниковых плаcтинах, технологическое оборудование для сборки полупроводниковых приборов, интегральных схем и других изделий электронной техники, изделия медицинского назначения.

ПОДАРКИ ПРЕЗИДЕНТУ

С пустыми руками Глава государства с «Планара» не ушел. Генеральный директор предприятия Сергей Аваков преподнес ­Президенту сделанную из оптического стекла модель куба, на которой выгравированы изображение Национальной библиотеки как символа знаний и науки, а также логотипы всех предприятий, входящих в состав холдинга «Планар». Еще один подарок — икона Александра Невского.


— Как известно, Александр Невский ни одной битвы не проиграл в своей жизни, — пояснил символику подарка гендиректор.

— И мы тоже не должны! — улыбнулся Александр ­Лукашенко.

ЦИФРЫ И ПРОГНОЗЫ

По итогам работы в 2022 году объем выручки от реализации продукции холдинга «Планар» составил 57 476 тысяч рублей (121 процент к уровню прошлого года). Рентабельность продаж — 12,7 процента. За прошлый год «Планар» нарастил объемы экспорта на 70 процентов. Средняя зарплата выросла почти на четверть. По оценкам специалистов, темп роста экспорта 2026 года к 2021‑му составит 350 процентов.

kryat@sb.by

konon@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter