В Москву приехал последний оставшийся в живых защитник Брестской крепости

Судьба трубача

В Москву приехал последний оставшийся в живых защитник Брестской крепости


В Посольстве Беларуси в Москве открылась выставка «Летопись Брестской крепости в фотографиях». Впрочем, на многочисленных стендах представлены не только фотодокументы, по сути это небольшой, но очень красноречивый кусочек знаменитого мемориального комплекса, приехавшего к москвичам из города–героя Бреста.


Петр Котельников - последний герой легендарной брестской цитадели. Фото: Роман Щербенков
Петр Котельников - последний герой легендарной брестской цитадели. Фото: Роман Щербенков

Как рассказала нам куратор экспозиции, заместитель директора по науке ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость» Лариса Бибик, выставка уже объехала несколько европейских столиц, и вот, наконец, она в Москве.

— Этой экспозицией мы хотим напомнить, что Брест не только географическая точка на карте, — сказала Лариса Григорьевна. — Это еще и символ мужества людей, отдавших жизни за Отчизну. Это символ скорби. Мы привезли в Москву документальные свидетельства тех героических лет именно в дни празднования 70–летия Великой Победы.

По словам Ларисы Бибик, работа по увековечению памяти павших защитников крепости не прекращается ни на день.

— Месяц назад, — рассказала она, — мы обнаружили останки еще 8 погибших: шести бойцов, женщины и ребенка. Сейчас пытаемся определить, кто были эти люди.

Выставка включает уникальные артефакты обороны Бреста: проржавевшее оружие, обмундирование, расплавленные бомбежками камни крепости на Буге. Здесь же материалы из семейных архивов защитников крепости...

На церемонии открытия выставки выступил советник–посланник посольства Беларуси в России Юрий Ярошевич.

— Беспримерный подвиг героев Великой Отечественной войны достоин вечного признания мирового сообщества! — заявил он.

Организаторы экспозиции сделали гостям настоящий подарок: к микрофону вышел человек–легенда Петр Павлович Котельников. На сегодня это единственный здравствующий участник обороны Брестской крепости. Когда 22 июня 1941 года немцы взяли в кольцо крепость, Пете Котельникову, детдомовцу и воспитаннику музыкантского взвода 44–го стрелкового полка, едва исполнилось 12 лет. Но это не помешало мальчишке с первых же минут войны встать в один строй со взрослыми защитниками цитадели. Потом были плен, побег и, конечно, долгожданная победа.

Подполковник в отставке Петр Котельников поздравил всех с юбилеем Победы и призвал молодое поколение учиться у ветеранов беззаветной любви к Отчизне. Эти слова были выслушаны в трепетной тишине, ведь в зале находились внуки и правнуки защитников крепости.

Пришел на открытие выставки и Константин Смирнов, сын знаменитого автора книги «Брестская крепость», писателя–фронтовика Сергея Сергеевича Смирнова.

Константин Сергеевич напомнил, что в сентябре этого года его отцу исполнилось бы 100 лет, и рассказал о том, как он в течение 10 лет трудился над легендарной книгой, как искал и находил свидетелей и защитников, чтобы записать их воспоминания:

— К нам в дом часто приходили люди, с виду, возможно, не великие, но высокой нравственной силы. Благодаря работе моего отца их подвиги стали достоянием многих поколений людей.
Собравшиеся минутой молчания почтили память погибших в Великой Отечественной войне.

Сопровождал церемонию открытия выставки струнный квартет Белорусской государственной академии музыки.


Блиц–интервью


Обозреватель «СОЮЗа» задал несколько вопросов Петру Котельникову.

— Как вы, Петр Павлович, восприняли фильм «Брестская крепость», создание которого, кстати, было профинансировано из бюджета Союзного государства? Один из главных героев картины, юный музыкант Саша Аксенов. Его прототипом стали вы.

— Поскольку к моменту начала съемок я остался последним живым свидетелем обороны Брестской крепости, то создатели картины обращались ко мне за помощью. Помогал чем мог. Но целиком фильм я увидел лишь на специальном просмотре вместе со съемочной группой и актерами. Там я сказал ребятам, что все изображенное в картине очень близко к тем кровавым событиям, которые происходили летом 1941 года в Бресте. Через день меня пригласили вновь — на этот раз позвали посмотреть фильм вместе с белорусским Президентом. В зале также присутствовали ветераны войны, представители Постоянного комитета Союзного государства, работники культуры. После просмотра мне дали слово и стали задавать вопросы.

— Скажите, что за молодой человек приехал вместе с вами на открытие выставки?

— Это мой правнук Ярослав. Он еще школьник, четвероклассник.

— Интересно, а ваши музыкальные таланты передались правнуку?

— Знаете, передались. Ярослав уже третий год занимается в музыкальной школе по классу фортепьяно...

В наш разговор вступает супруга Петра Павловича Антонина Григорьевна:

— Достижения у нашего правнука налицо — недавно он даже выступал в Генштабе российского Министерства обороны. Вообще у нас почти все дети получили хорошее музыкальное образование: и сын, и дочь, и внучка, и вот теперь правнук. После того как мы поженились, Петра Павловича отправили служить в Германию, и мы на первую же зарплату купили аккордеон. Этот инструмент до сих пор «жив» в нашей семье, и Ярослав вслед за своими родителями и дедами его тоже неплохо освоил.

Антонина Григорьевна рассказала, что более двух десятилетий до ухода на пенсию отработала в музейном мемориале «Брестская крепость». На что Петр Павлович, улыбаясь, заметил:

— Если честно, про оборону крепости Тоня знает значительно больше, чем я.

Потом подумал секунду и сказал уже серьезно:

— А вообще с Антониной Григорьевной в прошлом году мы отпраздновали свой юбилей.

— Неужели «золотую» свадьбу? — спросил я.

— Нет, — последовал ответ, — «бриллиантовую» — вместе мы уже шестьдесят лет!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter