Картина рассказывает трогательную историю о временах партизанской войны в Западной Беларуси в 1925 году и попытках местного населения отстоять культуру, язык, веру. Лента уже кинохит, собирает полные залы. Зрители со всех уголков республики восторженно отзываются о драме.
Своим профессиональным мнением с широкой аудиторией поделилась кинокритик, член совета по развитию кинематографии Министерства культуры, кандидат искусствоведения, заведующая отделом экранных искусств филиала «Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы» Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси Антонина КАРПИЛОВА:
Исполнитель главной роли Даниил Чуп на премьере фильма.
–За созданием фильма «На другом берегу» наблюдала на протяжении многих месяцев. Он рождался трудно, в дискуссиях и полемике. Менялись сюжетная основа, название. Не секрет, что сначала он назывался «Мы едины». Но члены комиссии по приемке фильмов, совета по развитию кинематографии, кинематографисты в ходе голосования сошлись на более романтическом варианте.
В ленте показаны события 1925 года. Безусловно, это не исторический документальный кинематограф, а попытка образно-эмоционального воссоздания пограничного состояния Беларуси середины 1920-х. Фильм сделан в привлекательном для массового зрителя формате приключения, почти экшена. В центре внимания — драма семьи, в частности двух братьев. Один на стороне советской власти, другой — контрабандист, который незаконно пересекает границу. Именно в образе второго брата и видится ключ в раскрытии неоднозначных исторических событий.
Судьбы братьев объединяются, но этому предшествуют серьезные драматические, даже трагические события: смерть матери, испытание любовью и верностью, предательство друзей. Кино привлекательно своими непростыми сюжетными поворотами, неоднозначной трактовкой истории, интересом к ключевым, поворотным событиям в судьбе Беларуси.
Прекрасно показаны белорусские пейзажи. Чувствуется текучесть рек, красота лесов. Звучит хорошая музыка в романсовом стиле. Есть фактура и локации наших городов и местечек.
Статус национального проекта предполагает обращение к важнейшей исторической теме, к ее раскрытию актуальными художественно-выразительными средствами. В данном случае «На другом берегу» являет собой определенное событие. На белорусских экранах давно не было фильмов на историческую тему.
Добавлю, национальный кинематограф и раньше обращался к теме воссоединения белорусских земель, которая особенно обостренно ощущается сейчас. Впервые тема поднята в немом фильме основоположника белорусского кино Юрия Тарича «До завтра» 1928 года. Лента рассказывает о жизни детей и подростков в западной части наших земель. Заканчивается кино оптимистично — отъездом желающих в Советскую Белоруссию.
Эта картина стала предпосылкой для создания фильмов, посвященных возвращению оккупированных территорий нашей страны. Долгое время данная тема развивалась в документально-хроникальном кинематографе. Что касается игрового кино, это были единичные случаи, такие как «Красные листья» (в фильме, снятом в 1958-м режиссером Владимиром Корш-Саблиным, детализирован суд над Сергеем Притыцким). На протяжении многих лет главным персонажем, символом исторического события, оставался именно он. Здесь заявляется важный для белорусского кинематографа детективно-приключенческий жанр. Многие героико-патриотические темы решаются именно в этом ключе, чтобы привлечь широкую зрительскую аудиторию к персоне главного героя.
Лента «На другом берегу» приурочена к важной дате в истории нашей республики. Если не каждому белорусу, то многим стоит сходить на просмотр ленты, где есть обращение к теме исторической памяти. В фильме отображен один из самых болезненных периодов в судьбе Беларуси.
На мой взгляд, мы должны отрефлексировать не просто историю родной страны, но и своей семьи, которая наверняка тянется к годам, упомянутым в фильме.