Интервью с главой администрации экономической зоны Гомель–Ратон Антониной Ежовой

Судьба резидентов

СЭЗ "Гомель-Ратон" привлекает инвесторов гостеприимством и географией

Год назад споры о будущем свободных экономических зон Беларуси, казалось, достигли пика. Волну дебатов вызвали ожидаемые с 2017 года перемены, которые несут собой нормы единого Таможенного союза, упраздняющие отдельные льготы для наших «комфортных» территорий. Однако нынче на этом поле затишье. То ли резиденты разобрались, что ничего страшного их не ожидает, то ли ищут новые приложения для своих сил. За ответами корреспондент «СБ» отправилась в свободную экономическую зону «Гомель–Ратон».


Быть или не быть? Вопрос так не стоит


Главу администрации экономической зоны Антонину Ежову мне чудесным образом удается перехватить между встречей с делегацией из Хорватии и поездкой в Мозырь. К общению всегда готова. Понимаю так: работа с инвесторами обязывает к повышенной коммуникабельности. Однако время — ценно. Начинаю с главного:


— Так быть или не быть? С 2017 года ожидаются существенные перемены в работе СЭЗ. Что скажете, Антонина Изотовна?


— Вопрос так не стоит! Зоны есть и работают. Наша, например, создана на 50 лет. Сейчас только шестнадцатый год миновал. А что грядут перемены по льготному режиму, так законодательная база к этому тоже готовится. И в основе всего принцип: на место упраздненных льгот придут другие, которые государство может предложить инвесторам. Например, некоторые уже приняты и действуют. СЭЗ доказали свою эффективность. Другой вопрос, что нужно постоянно искать новые направления для развития. Сейчас мы, например, делаем акцент на создании хороших условий для работы инвесторов в виде готовой инфраструктуры: дорог, коммуникаций, складских помещений.


— Значит, инвесторы не пакуют чемоданы?


— Отнюдь. Наши давние партнеры и работают, и расширяют бизнес. Новые приходят так же, как и прежде.


— Вы о хорватах?


— И о них тоже. Сейчас представители Хорватии прорабатывают возможность создания в нашей зоне производства по выпуску пищевых добавок для агропромышленного комплекса. Очень интересный проект.


Моя собеседница, впрочем, тотчас делает поправку. Все проекты — и действующие, и начинающиеся — интересны и особенны. Так и задумывалась свободная экономическая зона. Львиная доля продукции резидентов — 70 процентов — должна уходить на экспорт. Отсюда и цифры: 28 резидентов СЭЗ являются единственными такими в Беларуси; около 300 видов продукции, выпускаемой на территории «Гомель–Ратон», в нашей стране не производится больше нигде.


Миссия выполнима


Разговор прерывает звонок. Бросаю взгляд из окна. Внизу тянутся корпуса некогда опорной точки оборонной промышленности — предприятий «Ратон» и «Коралл». А ведь история гомельской свободной экономической зоны начиналась именно с разваливавшейся «оборонки». Огромная территория, где сосредоточились былые гиганты, нуждалась в экстренной помощи. На СЭЗ и возложили непростую по тем временам задачу — найти новое применение гектарам и мощностям. И многое получилось, говорит Антонина Ежова:


— Именно на территории этих предприятий зарегистрировались первые резиденты. А сегодня их уже здесь 16. Этот успешный опыт и стал толчком к расширению границ зоны в 2005 году. Тогда к нам пришли территории радиозавода и «Кристалла». Сейчас в границах «Гомель–Ратон» действует 74 резидента, из них половина с иностранным капиталом. Всего, к слову, в зоне 35 тысяч рабочих мест, новых — 8 тысяч.


Что многие гомельские предприятия «с тяжелым прошлым» благодаря комфортному климату СЭЗ вернулись к жизни, Антонина Ежова показывает мне на конкретных примерах. Взять радиозавод. Нынче здесь обосновались восемь резидентов, в основном крупные и перспективные. Из свободных площадей остался всего один корпус. Бывшая фабрика «Гомельчанка». Бизнесмен реанимировал швейное производство, поставив новое оборудование. Выпускает детскую одежду и стопроцентно продает ее в России.


Рука помощи


Неужели вот так просто приходят и начинают сразу зарабатывать на том, на чем раньше не удавалось? Глава администрации, однако, далека от иллюзий:


— Не просто. Порой просчитывают годами.


Как найти и заинтересовать надежного инвестора? Думаю, это не только для меня загадка. В Беларуси сегодня огромный выбор предложений. Если раньше СЭЗ не было равных по пакету льгот, то теперь сколько угодно: и сельская местность, и малые райцентры... Но Антонина Ежова считает, что у СЭЗ и сегодня достаточно ощутимых плюсов:


— Ведь мы работаем с инвестором «от» и «до». Находим, знакомим, предлагаем свои проекты или адаптируем их бизнес–планы к нашей местности, сопровождаем по законодательству, регистрируем и помогаем в процессе при поддержке местной власти. Даже когда готовим первую встречу, помимо деловых интересов, стараемся учесть и чисто человеческие: впечатлить нашей культурой, историей. Зацепить за живое... Как–то спросила у руководителя зарубежной компании, который объездил много регионов, почему решил открыть бизнес именно у нас. И он ответил: «Вы хорошо меня приняли». Вот это очень важно: провести все так, чтобы вместо вопросов у инвестора появилась уверенность в правильности выбора.


— То есть обещаете сказочную жизнь?


— Вот как раз этого не обещаем. Говорим, что трудности будут. Но даем слово, что в любой ситуации готовы протянуть руку помощи. Однако, пообещав, всегда помним: слово надо держать.


Советская Белоруссия №51 (24434). Среда, 19 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter